Разновидности горных велосипедов — обзор лучших

Горными — называют все велосипеды, предназначенные для езды по местности с большим количеством препятствий, например, в лесу или горам. Конечно, рынок предлагает больше свободы выбора, есть модели горных велосипедов разработанных для прогулок по городу и за его пределами (ATB), а есть сверхдорогие профессиональные модели для скоростных спусков по корням и камням (MTB). Как купить велик горный подробно расскажем в этой статье.

Горный велосипед

Это наиболее распространенный и популярный на настоящий момент в России тип велосипедов. Маунтинбайк предназначен для езды по дорогам невысокого качества (или вне дорог), по местности с сильно пересеченным рельефом. Понятие «горный велосипед» очень широко и объединяет несколько существенно отличающихся по назначению и конструкции подтипов.

По назначению горные велосипеды делятся на байки для таких дисциплин, как даунхил, фрирайд или эндуро, бэккантри, кросскантри, фристайл, дёрт и стрит, а также горные велосипеды, без ярко выраженной направленности.

Как правило, велосипеды данного типа покупают молодые люди, отдающие предпочтение активному виду отдыха, связанному с покорением загородных дорог и новых вершин.

Маунтинбайки различают по назначению:

  • для экстремального спуска с горных склонов (даунхилл или фрирайд);
  • для скоростной езды по пересеченному ландшафту (кросс-кантри);
  • для экстремального вождения и прыжков с трамплина (стрит);
  • для воздушной велосипедной акробатики (дерт) и преодоления труднопроходимых препятствий (триал);
  • для велотуризма, то есть езды, как по трассам, так и по бездорожью.

Конечно же, у каждого МТВ имеются свои особенности и нюансы, в которых стоит разобраться.

При выборе велосипеда потенциальными покупателями достаточно часто допускаются грубые ошибки, в результате чего они не получают от велоспорта никакого удовольствия и забрасывают его. Чтобы маунтинбайк радовал своего владельца и стал для него верным и надежным двухколесным другом, к выбору данного вида велосипеда стоит подходить очень взвешенно.

Чтобы правильно выбрать горный велосипед следует определиться по следующим пунктам:

  1. какой стиль катания вы предпочитаете или планируете освоить;
  2. изучите конструктивные особенности;
  3. какую сумму вы готовы потратить на приобретение байка;
  4. на какие марки стоит обратить внимание, и какие нюансы имеет та или иная модель велосипеда.

Большую часть недорогих и средних по цене MTB как раз и составляют «обычные» неспециализированные горные велосипеды, рассчитанные на умеренно агрессивную езду по дорогам различного качества. Это именно то, что подойдет большинству просто катающихся людей.

Чаще всего, это алюминиевые хардтейлы – велосипеды с амортизационной вилкой, но без заднего амортизатора, сильно усложняющего конструкцию. Геометрия рамы обуславливает среднюю по высоте посадку, которая соответствует умеренной интенсивности движения и не будет чрезмерно нагружать руки. Амортизационные вилки используются недорогие. Большинство горных велосипедов комплектуются дисковыми тормозами.

Обычно есть возможность легко установить дополнительное оборудование: крылья, багажник, подножку и прочее. Примером могут служить такие MTB как Author Solution, Pegas или Traction. Существуют модели с низкими «женскими» рамами, такие, как Author Quanta или полувысокими женскими, как Author Solution ASL. Самые дешевые горные велосипеды, например, Horst Tempo или Author Outset, можно рассматривать исключительно как прогулочные.

Гибридный велосипед

Гибриды — это промежуточный класс велосипедов, которые взяли лучшее от горных и шоссейных байков. На ровных дорогах они значительно быстрее горных и менее прихотливы на плохих дорогах, по сравнению с шоссейными.

Современные модели гибридных велосипедов хоть и считаются преимущественно городскими, им это совсем не мешает быть удачным сочетанием шоссейных и горных экземпляров. Подобные варианты имеют конструкцию, состоящую из нескольких компонентов.

  • Рама. От стандартных шоссейных моделей она переняла характерную «невесомость», а от горных – прочнейшие материалы, грамотную детальную геометрию. Гибридные велосипеды характеризуются мягким ходом. Эта особенность обусловлена внушительным расстоянием, оставленным между центральной частью заднего колеса и каретным узлом. Окружность каждого колеса составляет 28 дюймов.
  • Руль. Гибридные велосипеды оснащаются таким же рулем, как и у горных экземпляров.
  • Вилковый амортизатор.

Когда человек едет на велосипедном гибриде, его спина слегка согнута и наклонена вперед. С первого взгляда подобное расположение седла может многим показаться не самым удобным (особенно пользователям, привыкшим к горным велосипедам), но на практике со временем посадка подобного типа намного лучше сказывается на состоянии спины. Сегодня ассортимент гибридных велосипедов позволяет выбрать оптимальный вариант на любой кошелек.

Характерными отличиями гибридного велосипеда являются:

  • достаточно высокая посадка, которая улучшает обзор;
  • жесткая или короткоходная амортизационная вилка с ходом 60 мм;
  • каретка ниже по сравнению с горными моделями;
  • большие колеса диаметром 28 дюймов;
  • толщина покрышек средняя или узкая (42 мм для МТБ типа и 33-38 мм для шоссейного типа);
  • протектор полусликовый;
  • многоскоростная горная трансмиссия, передаточные отношения которой немного больше заточены под скорость, по сравнению с горным байком;
  • прямой руль;
  • более комфортное седло, часто на амортизационном штыре.

Рама гибридов обычно изготовлена из алюминиевых труб. В высококлассных моделях применяются баттированные трубы, что понижает вес. Топовые модификации собираются на сверхлегких и очень прочных карбоновых рамах, а самые бюджетные – на стальных.

Требования к этим конструкциям постоянно растут, поэтому и рынок развивается. Разные модели гибридов могут значительно различаться между собой. У одних вариантов преобладают характеристики горных велосипедов, а у других – шоссейных.

Гибриды делятся на 2 типа: МТБ гибриды и шоссейные гибриды. Первые отличаются наличием короткоходной амортизационной вилки с ходом около 60 мм, вторые собраны на легких шоссейных рамах и жестких вилках.

Если Вам нужен велик для поездок по ровным дорогам – выбирайте шоссейный гибрид. Для туризма и плохих городских дорог больше подходит МТБ гибрид.

Если Вы раньше катались только на горных байках, то пересев на качественный гибрид, Вы сразу почувствуете, что этот велик намного быстрее, появляется даже иллюзия полета! Это действительно круто, но появляется такое ощущение только на асфальте. Многие модели имеют монтажные отверстия для крыльев, багажника и других аксессуаров, а некоторые оборудованы ими на заводе.

Преимущества и недостатки гибридов

Плюсы:

  • высокая скорость по асфальту;
  • низкий вес;
  • хороший обзор.

Минусы:

  • не подходят для езды по серьезному бездорожью и соревнований кросс-кантри.

Кросс-кантри (cross-country, XC)

Кросс-кантрийное направление является наиболее распространенным, так как эти велосипеды наиболее универсальны, оборудованы трансмиссиями с широким диапазоном передаточных чисел, встречаются даже с 13-ю звёздами сзади (гидравлический групсет Rotor), вес рам достигает невероятных 790 граммов в карбоне, как у Specialized Epic, вес хороших вилок колеблется в районе 1,5 килограммов.

Общий вес такой машины может не выходить за пределы 8,5 килограммов, при условии, что это гоночный байк. Речь, правда, сейчас идёт о хардтейлах, где подвеска реализована только на переднем колесе.


Двух-подвесы в кросс-кантри встречаются и позволяют лучше проезжать сложные техничные участки. Рамы набирают около 2-х килограммов из-за особенностей конструкции. В остальном все то же самое.

Но их применение распространено меньше из-за большего веса, стоимости и скорости. Дело в том, что при вкручивании педалей мягкая подвеска нещадно крадет энергию на раскачивание амортизаторов, а ведь ее можно направить на апхил или быстрый разгон.

Даунхилл (DH, Downhill)

DH — это скоростной велосипед. Конструкция и геометрия рамы ощутимо затрудняют подъём в гору и движение на ровной местности. Все его преимущества можно ощутить только во время съезда вниз по склону.

Trek Session

DH оснащены передней и задней амортизацией с большим ходом, более 150 мм, имеют меньше передач и определённо он более прочные и тяжёлые по сравнению с традиционными горными велосипедами. Его средний вес составляет 16-18 кг, а вес некоторых переваливает за 20 кг. На таких велосипедах проводятся спортивные соревнования — «даунхилл» (спуск по склону), на которых достигается сумасшедшая скорость – до 100 км / ч.

Этот велосипед предназначен для спуска с действительно тяжёлых и крутых склонов. Спуск происходит по камням, ямам и корнями, поэтому вся конструкция велосипеда должна быть очень жесткой и прочной. Рама велосипеда DH не большая с низко расположенным центром тяжести, поэтому велосипед очень манёвренный и легко преодолевает технические секции трассы.

FatBike

Фэтбайк – горный велосипед на толстых покрышках, демонстрирующий повышенную проходимость: на нем можно без проблем ехать по различным рыхлым поверхностям, среди которых снег, высокая трава, песок и т.д.

Ключевой особенностью таких «железных коней» как раз таки и являются колеса с ободами шириной от 65 до 100 мм и толстенными шинами (давление в камерах обычно варьируется от 0.2 до 2 атмосфер – в зависимости от типа почвы основной части маршрута и стиля езды).

Выводы

Если Вы будете ездить преимущественно по бездорожью и плохим дорогам — выбор за горным велосипедом. Если байк покупается для поездок по городу и на дачу, а также для путешествий по более-менее ровным дорогам — лучше возьмите гибрид.

Ссылка на основную публикацию