Порядок перевода земель из одной категории в другую

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ
“О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 2005 г., 17 апреля, 3 июня, 4, 18 декабря 2006 г., 10 мая, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 23 июля 2008 г., 14 марта, 8 мая, 25 декабря 2009 г., 20 марта, 1, 12, 19 июля 2011 г., 7 июня 2013 г., 31 декабря 2014 г., 20 апреля 2015 г., 1 мая, 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г., 27 декабря 2018 г., 1 мая 2020 г.

Принят Государственной Думой 3 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

21 декабря 2004 года

Законом регулируются правоотношения, возникающие при решении вопросов об изменении целевого назначения земель. Устанавливается порядок действий государственных органов и органов местного самоуправления по переводу земель из одной категории в другую: порядок инициирования перевода земель, содержание ходатайств и условия, сроки их рассмотрения, принятие решений о переводе земель и содержание таких решений, основания для отказа в переводе, порядок обжалования указанных решений. Кроме того, устанавливаются особенности перевода отдельных категорий в другие категории, обязательность отнесения земельного участка к определенной категории земель и осуществление перевода земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю.

Федеральный закон вступает в силу с 5 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 5 января 2005 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 28 декабря 2004 г. N 244, в “Российской газете” от 30 декабря 2004 г. N 290, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть I) ст. 5276

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 мая 2020 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением подпункта “а” пункта 1 статьи 33 названного Федерального закона, который вступает в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ

Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Земельные отношения

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Процедура перевода земель из одной категории в другую

Содержание статьи:

Основные положения

Вся площадь России поделена на отдельные местности и входящие в них участки по различным типам. Такое разграничение происходит в зависимости от состава рассматриваемой площади и цели ее использования. Законодательством различаются следующие категории:

  • ЗНП (земли населенных пунктов).
  • Земли сельхозназначения.
  • Местности спец. использования (под промышленные, военные и иные стратегические объекты).
  • Особоохраняемые участки, а также наделы лесного и водного фондов.
  • Резервные местности, входящие в состав запаса.

Разграничение определенных наделов на подклассы нужно для оптимального распределения земельных ресурсов России в совокупности с сохранением ее природных богатств. Большинство земель страны не подлежит непосредственному использованию отдельными компаниями и гражданами, а предоставляется компетентному органу одного из субъектов РФ для отнесения рассматриваемого объекта к той или иной категории.

Для нужд компаний и отдельных физических лиц предоставляются участки ЗНП, сельскохозяйственного и промышленного назначения. Правоустанавливающими бумагами, подтверждающими факт обладания конкретным наделом, могут являться:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • Договор купли-продажи.
  • Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.
  • Договор мены
  • Дарственная
  • Решение суда.

В указанных, а также градостроительных документах, оформляемых картографической службой при измерении и составлении планировки участка, указывается категория земли и вид ее разрешенного использования. Последний выбирается правообладателем самостоятельно из следующих допустимых форм:

  • ИЖС (территория под строительство жилой недвижимости).
  • ЛПХ (под личное подсобное хозяйство).
  • Для организации огородничества или дачной деятельности.
  • КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство).

Необходимо знать, что на территории, отнесенной к землям сельхозназначения и отданной в пользование под ЛПХ не разрешается строительство жилой недвижимости. Фактически, такое сооружение построить можно, но впоследствии не получится оформить дом как жилой объект до момента перевода этого надела в другую категорию. Именно воздвижение дополнительной инфраструктуры и жилищных объектов становится распространенной причиной для обращения в госслужбу.

Перевод земель из одной категории в другую исполняется компетентной службой в зависимости от собственности и типа участка. Если рассматриваемый надел является особо охраняемой, стратегической или природозащитной зоной, вопрос об изменении его статуса находится в компетенции федерального правительства или правительств отдельных регионов по запросу Минэкономразвития РФ.

Обсуждение вопросов по землям общедоступного пользования происходит в наделенном соответствующими полномочиями исполнительном органе региональной власти или ее представителями по отдельным муниципалитетам.

Документы для перевода земель из одной категории в другую

Перевод земли в другую категорию 2017 года осуществляется компетентной службой по факту предъявления ходатайства и приложения к нему нужных бумаг. Точная форма документов утверждается ведомством, в которое они подаются. При этом в основном законе – ФЗ № 172 от 21.12.04 (в ред. 03.06.16) указан следующий перечень необходимых сведений, включаемых непосредственно в текст заявки:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • Кадастровый номер.
  • Фактическая и предполагаемая к оформлению категории территория.
  • Права на территорию в виде ссылки на документ, предоставляющий такую возможность.
  • Обоснование необходимости изменения категории земли.

К ходатайству прикладываются следующие документы, без которых необходимое действие выполнено не будет:

  • Выписка из кадастрового реестра или аналогичный паспорт.
  • Документ, устанавливающий личность заявителя или его представителя (паспорт – для физлица, паспорт и выписка из ЕГРИП – для ИП, выписка из ЕГРЮЛ – для юрлица, паспорт и доверенность – для представителя).
  • Выписка из ЕГРП на рассматриваемый надел.
  • В случае необходимости – постановление госэкспертизы по вопросам экологии.
  • Согласие от государства или иного правообладателя землей. Этот документ не нужен, если заключен договор сервитута.

Документы, устанавливающие личность заявителя и заинтересованной стороны, а также согласие правообладателя, непосредственно прикладываются при оформлении. Остальные бумаги запрашиваются компетентным органом по межведомственной линии самостоятельно.

С начала 2017 года в связи с внедрением единого госреестра недвижимости вместо нескольких выписок из разных баз данных запрашивается одна из объединенной базы.

Порядок перевода земель из одной категории в другую

Пошаговая процедура перевода:

  1. Обращение в компетентное ведомство с соответствующей заявкой и приложением к ней нужной документации. Если рассматриваемый объект находится в компетенции субъекта Федерации, обращение происходит в департамент земельных ресурсов. В большинстве случаев услуга предоставляется местным муниципалитетом, а именно городским или районным комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями.
  2. Если обращение будет происходить от лица, не имеющего прав на землю, или чье представительство не установлено доверенностью, либо состав и форма предъявляемых документов не соответствует законодательной – в заявке на перевод будет отказано в момент ее оформления.
  3. Если несоответствие документации будет обнаружено позднее, отказ в делопроизводстве принимается в течение 30 дней после оформления заявки.
  4. В случае компетентности заявителя и предъявления им пакета документов, по форме и содержанию отвечающего законодательным нормам, рассмотрение заявки осуществляется в течение 2 месяцев. Если компетентным ведомством является правительство РФ или отдельного региона, срок рассмотрения – 3 месяца.
  5. Вынесенное решение оформляется в форме соответствующего акта, устанавливаемого на неограниченное время. Этот документ направляется заинтересованной стороне в течение 14 рабочих дней после вынесения компетентного решения и должен содержать обязательную информацию, указанную в ст. 3 основного закона.

Установленный акт может быть опровергнут в судебном порядке. Причинами отклонения заявки в переводе являются:

  • На перевод рассматриваемого объекта существует запрет, регламентированный нормативно-правовыми актами федерального или регионального значения.
  • Отрицательное решение, полученное на основании экологической экспертизы.
  • Целевое использование не подходит под объявленную категорию.

Кадастровый учет перевода земельного участка

Перевод объекта из одной формы в иную признается выполненным с момента внесения об этом записи в единый реестр. Занесение таких сведений происходит в пять рабочих суток со времени утверждения акта ответственным ведомством по инициативе последнего.

Переоформлять правоустанавливающие бумаги в случае утверждения и регистрации соответствующего акта не нужно.

Пример перевода земли из одной категории в другую

Гражданин Суровцев М.П. решил перевести свое сельхозугодие в категорию населенного пункта для воздвижения жилой недвижимости. Для этого была оформлена заявка в земельный комитет при районной администрации.

В течение 60 дней заявителю был передан официальный ответ в виде акта об отказе в переводе земельного участка из сельскохозяйственной в категорию населенного пункта по причине невозможности выделения конкретного участка из состава обширной площади сельхозугодий.

Заключение

Процесс перевода земель происходит в компетентном ведомстве по заявке заинтересованной стороны и состоит из следующих этапов:

  1. Сбор нужной к предъявлению документации.
  2. Оформление заявки в госучреждение и приложение к ней собранных бумаг.
  3. Ожидание в течение 60-90 дней в зависимости от сложности делопроизводства.
  4. Получение акта о переводе или отказе в нем.
  5. В случае несогласия с решением госоргана, допускается его обжалование в суде.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по процедуре перевода земель из одной категории в другую

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Николай Петрович. Как влияет кадастровая стоимость земли при изменении ее категории?

Ответ: Здравствуйте, Николай Петрович. Высокая цена земли может стать причиной для отказа в переводе из одной формы в другую. Так, на основании ст. 7 ФЗ № 172 «О переводе земель…», если сельхозугодие по стоимости на 50% или более превышает денежный эквивалент аналогичных земель в данном регионе, такой надел переводу не подлежит.

Перевод земель из одной категории в другую: все об изменении целевого назначения участка

Все территории в Российской Федерации разделены на участки в зависимости от их состава. Независимо от того, кто является собственником земли, земельным наделам обязательно присвоена категория – правовой режим, устанавливающий допустимые способы использования недвижимости.

Владелец (землепользователь) не вправе изменять категорию самостоятельно – строго регламентированный порядок перевода и регистрации позволяет избежать злоупотреблений при эксплуатации участка.

Граждане чаще всего сталкиваются с необходимостью перевести участок из одной категории в другую, когда речь идет о небольших земельных наделах, полученных много лет назад в пользование от муниципалитета или садоводческого некоммерческого товарищества (далее в тексте – СНТ). Даже оформление в собственность или приватизация такой земли не дает владельцу официального права построить и зарегистрировать на этой территории жилой дом или иной объект, не отвечающий целевым требованиям. Чтобы поставить строение на государственный учет, необходимо получить разрешение на перевод земель из одной категории в другую.

Категории земель в России

Земельным кодексом (далее в тексте – ЗК РФ) земля распределяется на следующие категории:

  1. Промышленные. Участки этой категории отводятся под строительство транспортных путей и зданий, зданий обороны и безопасности страны, под строения энергетики, связи и ведения научных программ и прочие специальные цели.
  2. Земли населенных пунктов (далее в тексте – ЗНП). Наделы, отведенные под застройку жилых объектов. Главная особенность таких земель – они не могут находиться на земельных территориях иного назначения или в частных владениях.
  3. Сельскохозяйственного назначения (далее – ЗСХН). Земельный ресурс, необходимый для производства сельскохозяйственной продукции: пастбища, пашни, наделы под садоводство и огородничество, лесозащитные полосы, водоемы для выращивания рыбы и земли аналогичного свойства.
  4. Водный фонд.
  5. Особо охраняемые. К ним относятся изъятые (частично изъятые) из общего оборота территории, имеющие ценное значение.
  6. Лесной фонд (читайте: как бесплатно получить лес от государства).
  7. Земли запаса. Государственные участки, не переданные в пользование гражданам или организациям и не проданные в собственность.

Перевод участка из одной категории в другую: что нужно знать

Изменение назначения для земельного участка сегодня регулируется положениями ЗК РФ и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 (актуальная редакция от 29.07.2017 г., далее в тексте – ФЗ 172). Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения. Положениями ФЗ 172 устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вид земель:

  1. Для ЗСХН. Перевод таких ценных для государства наделов на общих основаниях запрещен (пункт 2 ст. 7 ФЗ 172). Исключительные обстоятельства, допускающие изменения, предусмотрены для наделов, стоимость которых ниже, чем 50% от средней кадастровой цены на землю в регионе. К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:
  • консервация территории;
  • создание особо ценных зон;
  • расширение ЗНП;
  • запланированное возведение промышленных сооружений;
  • перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
  • строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
  • для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
  • запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;
  • размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.
  1. ЗНП. Изменяется вместе с расширением (уменьшением) пределов населенного пункта (ст. 8 ФЗ 172).
  2. Промышленные зоны можно переводить в иные категории без особых ограничений (ст. 9 ФЗ 172), но при условии полного восстановления по плану рекультивации.
  3. Земли с особым статусом (охраняемые, ценные). Переводятся в другую категорию крайне редко по причине потери ценных свойств (ст. 10 ФЗ 172). И напротив, статус особо охраняемой зоны может получить любая территория, за исключением ЗНП, при наличии условий для создания в этой местности туристической, природоохранной или иной аналогично ценной зоны.
  4. Лесные и водные территории. Переводятся при создании особо ценных участков или возведении объекта государственного (муниципального) значения, а также интегрируются в расширяемые границы населенного пункта (ст. 11, 12 ФЗ 172).

Следует уточнить, что ограничения на перевод конкретной территории в другую категорию могут налагаться специальными нормативными актами. Узнать наверняка, может ли осуществляться процедура перевода для конкретного участка, можно, заранее направив запрос в земельно-имущественный отдел муниципалитета, в ведомстве которого находится эта земля.

Процесс изменения категории земель: пошаговая инструкция

Инициировать процедуру перевода имеет право собственник надела или землепользователь, которыми могут являться граждане, представители юридического лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП) или общины малых коренных народов России, а в отдельных случаях – компетентные органы государственной (муниципальной) власти. Пошаговая инструкция смены категории земель выглядит следующим образом (ст. 3 ФЗ 172):

Шаг 1. Подготовка пакета документов

Полный перечень документации содержит статья 2 ФЗ 172:

  1. Паспорт или иное удостоверение личности подателя ходатайства.
  2. Выписка, подтверждающая регистрацию ИП или ЮЛ (при необходимости).
  3. Выписка из ЕГРН – Единого государственного реестра недвижимости. При отсутствии у владельца (пользователя) бумажного экземпляра с печатью, запрос на получение направят исполнительные органы.
  4. Документы, подтверждающие приобретение права собственности на землю (договор купли-продажи, свидетельство о наследовании и прочее) или согласие от собственника, если участок эксплуатируется на праве пользования.
  5. Заключение экологической экспертизы.

Последний документ обязателен не для каждой категории недвижимости, а в условиях, определенных федеральными законами.

Помимо перечисленного, от заявителя могут запросить дополнительные документы в соответствии с федеральными (муниципальными) нормативными актами и постановлениями Правительства РФ (п. 2 ст. 2 ФЗ 172).

Шаг 2. Обратиться с заявлением (ходатайством)

В зависимости от принадлежности участка земли, с ходатайством следует обращаться в земельно-имущественный департамент регионального правительства или местного самоуправления.

Документ составляется в свободной форме или на бланке, утвержденном компетентными органами. Образец заполнения ходатайства можно найти на информационных стендах или на сайте ведомства, принимающего подобные заявления. При составлении нужно указать:

  • кадастровый номер заявленного участка;
  • права заявителя на землю;
  • действующую категорию надела и категорию планируемого перевода;
  • обосновать причину перевода в данную категорию.

Шаг 3. Принятие решения с составлением соответствующего акта

Принятое заявление рассматривается в течение 2 месяцев (в городских, муниципальных органах власти) или 3 месяцев (региональным правительством или Правительством РФ). Уведомление о переводе (отказе в переводе) земельного надела в иную категорию направляется заявителю в течение 2 недель с момента вынесения решения.

При положительном результате земельно-имущественным департаментом составляется акт о переводе земли в заявленную категорию. Оформлять заново прочую документацию на землю при этом не потребуется.

Шаг 4. Регистрация изменения категории

Копия акта направляется из местной (региональной) администрации в территориальный отдел Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии (отдел Росреестра) в десятидневный срок со дня утверждения решения. Изменения вносятся в ЕГРН на основании этого акта (ст.5 ФЗ 172).

Услуга по уведомлению Росреестра о смене категории предоставляется заявителю бесплатно. За оказание госуслуги по внесению изменений в ЕГРН владельцу (пользователю) участка понадобится оплатить госпошлину в размере 350 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

После постановки на регистрационный учет владелец участка может начать использование надела в соответствии с новым правовым статусом земли.

Отказ в изменении категории земель

Отказать заявителю могут еще на этапе представления ходатайства. Причинами для этого могут послужить отсутствие у этого лица права на представление ходатайства, а также неправильное или неполное оформление обязательных прилагаемых документов. Для повторного заявления нужно устранить все указанные в отказных документах недочеты.

Официальный отказ перевести участок земли в другую категорию выносится по основаниям, перечисленным в ст. 4 ФЗ 172:

  • ограничение (запрет) на перевод в другую категорию, наложенный действующим законодательством;
  • заявленная категория противоречит целевому назначению надела;
  • экологической государственной экспертизой установлены негативные последствия предстоящего перевода.

Еще одна причина, из-за которой не может производиться перевод – если кадастровая стоимость заявленной территории слишком высока (более 50% относительно средней стоимости по региону). В любом из указанных случаев заявителю полностью вернут пакет документов в течение 30 рабочих дней с момента представления ходатайства, уведомив о причине отказа.

Заявитель может оспорить вынесенное решение через суд и при положительном решении суда направить новое ходатайство. Порядок обжалования выглядит следующим образом:

  1. Получить на руки акт в имущественно-земельном отделе.
  2. Составить и подать исковое заявление о признании составленного акта незаконным. К заявлению приложить документы:
  • ксерокопию выданного акта;
  • копию ходатайства и сопровождающих документов;
  • документацию, подтверждающую нелегитимность отказа или разрешения на перевод;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • иные документы, имеющие отношение к судебному процессу.
  1. Получив уведомление о месте и дате рассмотрения, явиться в суд к назначенному времени.
  2. Если суд удовлетворил требования искового заявления, получить в канцелярии экземпляр судебного решения.
  3. Подать повторное ходатайство, приложив к пакету документов решение суда.

Процесс обжалования на примере из судебной практики

Собственник дачного надела гражданин П. подал в суд исковое заявление с просьбой признать незаконным акт об отказе на перевод надела из земель сельхозназначения в категорию ЗНМ. Свой иск гражданин П. обосновал тем, что в связи с запланированным на 2017 – 2020 годы расширением жилого микрорайона, решением собрания районной Думы Стародворского муниципального района № 321-р утвержден генеральный план городского поселения Веселое Стародворского района, по которому его дача внесена в пределы г. п. Веселое.

01 июля 2017 года гражданин П. направил ходатайство в администрацию Стародворского района о включении своего надела в территорию г. п. Веселое и переводе дачной земли из категории ЗСХН в ЗНП под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

Администрацией Стародворского района было вынесено решение отказать во включении участка в границы г. п. Веселое по причине того, что еще не начато строительство жилого комплекса, из-за которого расширяются границы поселка.

Рассмотрев представленные материалы, суд пришел к выводу, что акт об отказе, выданный в ответ на ходатайство гражданина П., является необоснованным. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ 172 расширение территории городского поселения, закрепленное градостроительным планированием – законная причина для перевода дачных ЗСХН в заявленную категорию ЗНП

На основании этого суд вынес решение о признании недействительным акта администрации Стародворского района, а также признал за гражданином П. право на включение принадлежащей ему земли в г. п. Веселое Стародворского района и право на перевод заявленного надела из категории ЗСХН в ЗНП.

Перевод земель из одной категории в другую

Главная » Земля » Перевод земель из одной категории в другую

Процесс перевода земель из одной категории в какую-либо иную закреплен на законодательном уровне. Чтобы узнать перечень необходимых для данного процесса документов, куда их нужно подать, каковы сроки ожидания ответа, обратитесь к нормативно-правовым актам.

Порядок перевода земель в другую категорию

В соответствии с ЗК РФ, земли делятся на различные категории в соответствии с их целевым назначением. Например, есть земли, на которых осуществляются сельскохозяйственные работы, а есть те, на которых осуществляется строительство и т.д. Имеются и законсервированные земли.

Например, на предназначенных для сельского хозяйства землях можно выращивать растения или животных. Для населенных пунктов характерны застройки различной высоты и частные дома. Из этого следует, что после перевода земли могут появиться иные возможности для целевого использования участка.

Процесс данного перевода регламентируется ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ.

Процесс состоит в направлении прошения, подкрепленного необходимыми документами, в определенный орган. Прошение оформляется в виде ходатайства, которое предназначено для подачи инициативы о переводе.

Ходатайство будет рассмотрено органом, обладающим соответствующей компетенцией. После удовлетворения ходатайства органом будет принят акт, устанавливающий перевод земли из категории в категорию.

Данный орган также имеет обязанность передать все необходимые сведения в Росреестр. Соответствующей компетенцией обладает ряд органов.

Все зависит от того, кто является собственником земли, подлежащей переводу:

  • Если земельный участок находится в собственности государства, обращайтесь в Правительство РФ;
  • Если участок находится в собственности субъекта РФ, обращайтесь в соответствующие региональные органы (в них рассматриваются вопросы по сельскохозяйственным землям из частной собственности и собственности муниципального образования);
  • Если участок не является сельскохозяйственным, имеет частного собственника или находится в собственности муниципального образования, обращайтесь в соответствующие местные органы.

Если хотите произвести перевод, который тем или иным образом будет связан с землями населенных пунктов, обратитесь в администрацию вашего муниципального образования, так как в данном случае населенный пункт будет претерпевать изменение границ.

Документы для перевода земли из одной категории в другую

Чтобы перевести земли из одной категории в категорию, подготовьте:

  • документы, необходимые для установления личности владельца;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • мнение эксперта или же результат экспертизы (если это является необходимым);
  • информацию из ЕГРП.

Классификатор видов разрешенного использования участков 2017-2018.

Какие есть виды разрешенного использования земель населенных пунктов, читайте тут.

В случае с физическими лицами, документом, удостоверяющим личность, будет являться паспорт (его копия). В случае с юридическими лицами таким документом будет выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Кроме вышеперечисленных документов приложите ходатайство, где будут отмечены:

  • обе категории (нынешняя и та, которая будет указана после перевода);
  • информация, которая является обоснованием для такого перевода;
  • подтверждение прав на землю;
  • кадастровый номер.

Особенности перевода земли из одной категории в другую

Земли сельхозназначения имеют следующие особенности перевода. На данный момент запрещается переводить сельскохозяйственные земли в иные категории, если они высоко ценятся и высокопродуктивны.

Среди земель сельскохозяйственного назначения находятся участки, имеющие большую стоимость, чем средняя стоимость земель в данной местности, а также поля и Научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Порой встречаются и исключения.

В настоящее время такой штраф укладывается в пределы от 200 тыс. до 250 тыс. руб. При этом при определении суммы штрафа будет учитываться стоимость такого участка. Попытки незаконного перевода участка, который имеет сельскохозяйственное значение, в любую иную категорию не увенчиваются успехом, а оборачиваются лишь штрафами.

Земли населенных пунктов

Непростой является ситуация, возникающая при переводе земельных участков, которые относятся к населенным пунктам. В настоящее время изменений с 2016 года не наблюдается. Целесообразно обозначить причины, в соответствии с которыми перевод будет невозможен.

Перевод осуществим лишь тогда, когда участок земли будет находиться в рамках определенного населенного пункта в соответствии с административно-территориальным делением. Получение разрешения составляет большую трудность, на практике случаи перехода земель из данной категории в любую другую достаточно мало.

В настоящее время в данную группу входят следующие земли:

  • территории, обладающие своим специальным назначением;
  • территории, предназначенные для военной подготовки;
  • территории, в которых располагается лесопарк;
  • территории, занятые сельскохозяйственными работами;
  • производственные территории;
  • пруды или озера, которые облагорожены;
  • территории, которые охраняются особым образом.

Промышленные земли

Перевод земель из данной категории в иные категории является самым доступным и простым по сравнению со всеми остальными. В последние годы не было внесено никаких изменений в процесс такого перевода.

Однако существуют такие ситуации, при которых осуществление перевода запрещено:

  • территория является загрязненной, на ней находятся постройки, находящиеся в аварийном состоянии (решение: утвердите проект по восстановлению данного участка, чтобы получить разрешение);
  • на территории земельного участка была повреждена почва в силу произведенных работ (решение: восстановите почвенный слой, предоставьте необходимые документы для подтверждения, чтобы получить разрешение).

Стоимость перевода земли из одной категории в другую

Перед осуществлением процесса перевода земельного участка определите цели его последующего использования. Это будет основанием для присвоения участку категории. Также решите все вопросы, связанные с финансовой стороной перевода.

Говоря о стоимости перевода, необходимо отметить, что в последнее время она содержится в следующих пределах: от 9 000 до 12 000 руб. за 1 сотку земли, что несколько превышает стоимость, которая была ранее.

Кроме оплаты смены категории найдите грамотного юриста, который поможет вам в этом деле, построит взаимоотношения с государственными органами и должностными лицами, а также восполнит ваши пробелы в знании законодательства по данному вопросу.

Перевод земель из одной категории в другую

На практике часто возникают ситуации, когда необходимо земельный участок использовать для целей, которые не соответствуют установленному для него целевому назначению категории земель, т.е. возникает необходимость перевести этот земельный участок в другую категорию.При этом изменяется правовой режим и стоимость земельного участка. У каждой категории свои особенности перевода в другую категорию.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения допускается в исключительных случаях связанных:

-с консервацией земель;

-созданием особоохраняемых территорий (природоохранного, историко-культурного, рекреационного или особо ценного назначения);

– с установлением или изменением черты поселений в соответствии с проектом;

– с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень по муниципальному району при отсутствии других вариантов;

-с включением непригодных для сельскохозяйственного производства земель в состав лесного, водного фонда или запаса;

– со строительством дорог,ЛЭП, линий связи, газо- нефтепроводов при наличии проекта рекультивации;

– в связи с выполнением международных обязательств, обеспечения обороны и безопасности государства при отсутствии других вариантов;

– с добычей полезных ископаемых при наличии проекта рекультивации земель;

-с размещением объектов социального, коммунально- бытового назначения, объектов здравоохранения. Образования при отсутствии других вариантов.

Перевод земель особоохраняемых территорий в другую категорию осуществляется только при положительном заключении государственной экологической экспертизы либо в связи с утратой природоохранного.научного, исторического, рекреационного, оздоровительного или особо ценного значения.

Перевод земель промышленности и иного специального назначения осуществляется без ограничений за исключением случаев в составе таких земель нарушенных, загрязненных, застроенных подлежащих сносу при наличии утвержденного проекта рекультивации.

Перевод земель лесного фондав другую категорию допускается;

-если изменение целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией, документами территориального планирования для строительства объектов здравоохранения;

-в связи с установлением или изменением черты поселений;

-в целях создания особо охраняемого природного объекта;

– при наличии положительного заключения экологической экспертизы в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с невозможностью дальнейшего их использования по целевому назначению, необходимостью обороны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики.добычи полезных ископаемых.

Перевод земель запаса в другую категорию осуществляется только после формирования земельного участка в зависимости от целей его дальнейшего использования.

Процесс перевода земель из одной категории в другую до 2005 года осуществлялся произвольно, в том числе и на основании решений сельских органов местного самоуправления.

СогласноФедерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” необходимо подать ходатайство в соответствующий орган публичной власти (статья 1). Компетенция этих органов определена в статье 8 Земельного кодекса РФ:

– перевод земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством РФ;

– перевод земель, находящихся в собственности субъектов РФ, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности и в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ;

– перевод иных земель осуществляется органами местного самоуправления.

2. К ходатайству о переводе земельных участков в другую категорию необходимо приложить (статья 2):

– выписку из государственного земельного кадастра;

– копию документов, удостоверяющих личность заявителя;

– выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок;

– заключение государственной экологической экспертизы, в случаях предусмотренных федеральными законами;

– согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка в другую категорию;

– расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства, соответственно, при переводе земель сельскохозяйственного назначения или земель лесного фонда;

– обоснование переводе земельного участка в другую категорию.

3. По результатам рассмотрения ходатайства принимается акт (решение) о переводе земельного участка или акт об отказе в переводе земельного участка Правительством РФ в срок в течение 3-х месяцев, а другими органами публичной власти в срок в течение 2-х месяцев. Эти акты могут быть обжалованы в суд.

4. Орган публичной власти, принявший акт о переводе земельных участков в другую категорию, обязан в течение 10 дней направить этот акт в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, для внесения в течение 7 дней изменений в документы государственного земельного кадастра и передачи этих документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который в свою очередьобязан в течение 7 дней внести изменения в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья

5.Если категория земель по каким-либо причинам в свое время не была указана в документах государственного земельного кадастра, правоустанавливающих документах (решения о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам) или документах, удостоверяющих права на землю (свидетельства и госакты), то необходимо принять акт на уровне органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к конкретной категории в зависимости от цели использования, для которой предоставляется земельный участок. Для этого достаточно документального подтверждения фактического использования земельного участка.

6. Разрешается перевод земельных участков в другую категорию по инициативе органов публичной власти без согласия правообладателей земельных участков в случаях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия этих земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты поселений (п.5 статьи 2 и п.3 статьи 15).

Вопросы для самоконтроля

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Конспекты юриста

Перевод земельных участков из одной категории в другую

1. ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или участков из одной категории в другую”.

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории (ст 7 ЗКРФ):

  • – земли с/х назначения;
  • – земли населенных пунктов;
  • – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного спец. назначения;
  • – земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • – земли лесного фонда;
  • – земли водного фонда;
  • – земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются ФЗми и требованиями специальных ФЗ. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении (ст 8 ЗКРФ):

  • – земель, находящихся в федеральной собственности – Правительством РФ;
  • – земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель с/х назначения, находящихся в муниципальной собственности – органами исполнит власти субъектов РФ;
  • – земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель с/х назначения – органами местного самоуправления;
  • – земель, находящихся в частной собственности: земель с/х назначения – органами исполнит власти субъектов РФ;
  • – земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Нюанс. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗКРФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Перевод земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

  • – установления в соответствии с ФЗми ограничения перевода земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  • – наличия отрицательного заключения гос. экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено ФЗми;
  • – установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Нарушение установленного ЗКРФ, ФЗми порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается ФЗми.

Процедура перевода земель из одной категории в другую

2. Акт о переводе.

3. Изменения кадастрового учета.

Для перевода земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель/участков из одной категории в другую в исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Исполнительные органы гос. власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей участков в случаях перевода участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или участков, направляют копию такого акта в течение 5 дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление гос. кадастрового учета недвижимого имущества и ведение гос. кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством РФ, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти гос. учреждение (далее – орган кадастрового учета).

О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей участков с указанием акта о переводе земель/участков, а также органы, осуществляющие гос. регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение 7 дней изменений в связи с переводом из одной категории в другую в записи Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перевод из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления гос кадастрового учета участков в связи с изменением их категории. Переоформление правоустанавливающих документов на участки, в отношении которых приняты акты о переводе, не требуется.

Отнесение к одной из установленных ЗКРФ категорий земель является обязательным. Если категория земель указана не в документах гос. кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в документы гос. кадастра недвижимости и в записи Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей участков.

Если категория земель не указана в документах гос. кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов – к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования участка.

Перед отдельных видов категорий земель в другую категорию

Перевод земель/участков из земель с/х назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных:

  • – с консервацией земель;
  • – с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • – с установлением или изменением черты населенных пунктов;
  • – с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными не с/х нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  • – с включением непригодных для осуществления с/х производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
  • – со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части с/х угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
  • – с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
  • – с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
  • – с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного спец. назначения (далее – земли промышленности и иного спец. назначения) в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев:

  • – перевод земель промышленности и иного спец. назначения, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
  • – перевод земель промышленности и иного спец. назначения, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов гос. власти или органов местного самоуправления.

Перевод земель/участков особо охраняемых территорий и объектов в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений гос. экологической экспертизы и иных установленных ФЗми экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Перевод земель другой категории в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

  • – создания особо охраняемых территорий;
  • – создания туристско-рекреационных особых экономических зон;
  • – в иных установленных ЗКРФ и другими ФЗ случаях.

Перевод земель/участков лесного фонда, занятых защитными лесами в земли других категорий разрешается в случае:

  • – организации особо охраняемых природных территорий;
  • – установления или изменения границы населенного пункта;
  • – размещения объектов гос. или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
  • – создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

Перевод участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого участка осуществляется только после формирования в установленном порядке участка, в отношении которого принимается акт о переводе из состава земель запаса в другую категорию земель.

Перевод земель/участка водного фонда в другую категорию допускается в случаях:

  • – создания особо охраняемых природных территорий;
  • – установления или изменения границ населенных пунктов;
  • – размещения объектов гос. или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  • – прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков, при наличии положительного заключения гос. экологической экспертизы.

Ввод искусственно созданного участка в эксплуатацию на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, является переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.

Перевод земель/участка другой категории в земли водного фонда допускается в случае:

  • – если земли заняты водными объектами;
  • – строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;
  • – изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

Перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию

Перевод земель из одной категории в другую осуществляются по нормам и порядку, предусмотренным Земельным кодексом РФ. Какие документы необходимы для проведения данной процедуры, куда их подавать и что нужно знать владельцу участка, обсудим далее.

Смена категории земельного участка: порядок проведения

Действующее законодательство предусматривает проведение разделения земельных участков по категории. Одни из них предназначаются для строительства жилых зданий, другие – сельскохозяйственных нужд, третьи являются законсервированными. Подобное деление дает возможность создать порядок в использовании земель. Здесь необходимо понимать, что на участке, предназначенном для сельскохозяйственных нужд, строительство частного дома невозможно. Оно будет приравнено к нарушению закона. Другое дело – смена категории земли. Она повлечет за собой изменения в целевом использовании участка.

Перечень категорий земель:Земли населенных пунктов.

  1. Земли сельскохозяйственного назначения.
  2. Земли лесного и водного фонда.
  3. Промышленные земли.
  4. Земли охраняемых зон и запаса.

Перевод земли из одной категории в другую разрешен только для земель, расположенных близ населенного пункта, промышленного и сельхозназначения. При этом, не важно кто является владельцем: государство или частное лицо.

Возведение жилых зданий на их территории запрещено в связи с нарушением экологического баланса.
Порядок перевода одной категории земли в другую закреплен в Федеральном законе под номером 172. Основная процедура заключается в подаче ходатайства (прошения) и документов в уполномоченный государственный или муниципальный орган власти. Строгая форма прошения не предусмотрена. Оно составляется в произвольной форме, однако должно содержать информацию о:

  • Действующей категории земельного участка и ее замене на иную форму.
  • Кадастровый номер земли.
  • Обоснование просьбы.
  • Подтверждение полномочий заявителя.

Ходатайство передается на рассмотрение в уполномоченный орган. В случае принятия положительного решения, создается соответствующий акт. Далее происходит передача документов в Росреестр для смены статуса земли на законных основаниях.
Составить ходатайство можно самостоятельно, скачав типовую форму ниже, либо прибегнув к помощи юриста.

Последний вариант более предпочтительный. Он даст полную уверенность в правильном составлении документа.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Куда подать ходатайство

Изменением категории земельного участка занимаются различные инстанции. Куда обращаться зависит только от владельца земли:

  1. Если в роли собственника выступает государство, обращаться необходимо в Правительство страны.
  2. В том случае, если собственник – субъект федерации, ему необходимо обратится в вышестоящий орган.
  3. Если собственником является юридическое или физическое лицо, ходатайство подается в органы местного самоуправления.

Таким образом, простым гражданам для замены статуса земли необходимо обратится в городской или сельский совет. Процедура переоформления займет от одного до трех месяцев.

Кто может стать инициатором смены статуса земли

Подать ходатайство о смене категории земельного участка может любое заинтересованное лицо. Данным право обладают:

  • Официальные владельцы земли (физические и юридические лица).
  • Землепользователи. К ним относятся лица, получившие право бессрочного и безвозмездного пользования земельным участком.
  • Арендаторы, получившие землю во временное пользование по договору аренды или субаренды.
  • Уполномоченный орган государственной власти (актуально для перевода статуса государственных и муниципальных земель).

В том случае, если земля находится в аренде, ее фактический пользователь обязан согласовать подачу ходатайства с официальным владельцем. Без его одобрения перевод категории участка будет невозможным.

Подготовка документов для замены статуса участка

Как уже говорилось выше, для замены статуса земельного участка недостаточно одного ходатайства. Собственнику потребуется собрать полный пакет документов, в который входят:

  1. Выписка из кадастра или кадастровый паспорт, подтверждающие предоставление земельному участку уникального кадастрового номера.
  2. Ксерокопия паспорта владельца участка или лица, взявшего на себя полномочия по переоформлению статуса земли.
  3. Выписка из Росреестра, доказывающая правовую связь между заявителем и участком. В том случае, если ходатайство подается сторонним лицом, необходимо дополнительно предоставить письменное согласие собственника на изменение статуса земли.
  4. Заключение экологической экспертизы или экспертное мнение специалиста. Необходимо для подтверждения целесообразности замены статуса участка.

Список документов может быть расширен в индивидуальном порядке. Сотрудники уполномоченного органа вправе самостоятельно затребовать некоторые виды справок из вышеупомянутых служб.

Перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию

Земли сельскохозяйственного назначения также могут быть переведены в другой статус. Однако, здесь можно столкнуться с большим количеством спорных моментов. Как правило, если на участке расположена плодородная почва, а его границы находятся далеко за пределами города, в смене категории будет отказано.
Вопрос перевода сельскохозяйственных земель зачастую связан с возможностью возведения на них многоэтажных зданий или частных домов. Перевод статуса возможен лишь при нахождении участка на территории, расположенной в городской черте. Не исключено решение вопроса посредством расширения границ населенного пункта.

Заинтересованному лицу необходимо понимать, что осуществление строительства развлекательного комплекса или многоэтажного здания на территории парка (озера, заповедника) запрещено действующим законодательством.

Получение отказа в переводе земли из одной категории в другую

Процесс изменения статуса земельного участка достаточно сложный с юридической точки зрения. Он скрывает в себе массу нюансов. Несоответствие хотя бы одному из них станет причиной отказа.

Получение отрицательного решения может быть связано с:

  • Подачей прошения лицом, неуполномоченным на данное действие.
  • Приложением недостоверных документов.
  • Предоставлением неполного пакета документации.
  • Наличием ошибок в тексте прошения.
  • Невозможностью перевода земли в другую категорию.
  • Обращением в ненадлежащую инстанцию.
  • Наличием отрицательных результатов экологической экспертизы.
  • Установлением запрета на смену категории земли.

Достаточно часто, уполномоченные органы сталкиваются с просьбами перевода категории сельскохозяйственной земли в статус участка под индивидуальное жилое строительство, при этом его расположение находится далеко за чертами населенного пункта. Отрицательный ответ в подобных случаях оправдывается большой отдаленностью и невозможностью подведения коммуникаций.
В случае принятия отрицательного решения, ходатайство возвращается заявителю не позднее тридцатого дня с момента его подачи.

Обжалование отказа в переводе статуса земельного участка

Собственник или арендатор земельного участка вправе обратится в суд с целью обжалования отказа перевода статуса земли. С этой целью необходимо составить исковое заявление, подав его в суд, прикрепленный к территории фактического месторасположения участка.
Помимо иска в суд необходимо предоставить квитанцию об уплате государственной пошлины. Без нее обращение не будет принято. К исковому заявлению рекомендовано приложить следующий перечень документов:

  1. Ходатайство о переводе земли из одной категории в другую.
  2. Документы, прилагаемые к ходатайству.
  3. Решение об отказе.
  4. Документы, удостоверяющие неправомерное получение отказа.
  5. Документы, подтверждающие нарушение прав собственника или арендатора.

В случае представления интересов собственника в суде третьим лицом, необходимо также предоставить нотариально заверенную доверенность на управление личными делами.
После изучения дела и предварительного рассмотрения документов, судья назначит заседание, о месте и дате проведения которого будут уведомлены обе стороны дела. Как правило, первое слушание назначается через один месяц после принятия документов.

Получение положительного решения о переводе категории земли

В случае одобрения ходатайства, уполномоченный орган составляет акт (не позднее 5 дней с момента принятия решения). Далее документ передается в Росреестр для фактической замены статуса. Сотрудники службы вносят соответствующие изменения в базу данных, присылают уведомление собственнику земли.
После смены категории земли, владельцу нет необходимости лично посещать Росреестр и заниматься получением новой документации. Все имеющиеся документы действительны, меняется лишь сам статус. Их использование не ограничено, возможно проведение любых сделок с землей, включая куплю-продажу, дарение и наследование.

Источники:
http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/zemelnye-uchastki/procedura-perevoda-zemel-iz-odnoj-kategorii-v-druguyu/
http://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/perevod-kategorii-zemel
http://uropora.ru/zemlya/poryadok-perevoda-zemel-iz-odnoj-kategorii-v-druguyu-2.html
http://studopedia.ru/8_13223_perevod-zemel-iz-odnoy-kategorii-v-druguyu.html
http://www.law-student.ru/824-perevod-zemel-nyh-uchastkov-iz-odnoy-kategorii-v-druguyu.html
http://prosadidom.ru/land/registration-land/perevod-zemel-iz-odnoj-kategorii-v-druguyu/
http://base.garant.ru/57499217/7b14d2c2dfc862f67bd2c3471bf87b3f/

Ссылка на основную публикацию