Публичный сервитут на земельный участок

Что такое публичный сервитут на земельный участок и как он устанавливается?

Не каждый обычный человек сможет внятно объяснить значение слова «сервитут». А тем более доходчиво рассказать о публичном земельном сервитуте.

Что это такое?

Понятие о сервитуте пришло в современное законодательство из далёкой эпохи Римской империи. Где такая юридическая практика применялась очень широко.

Естественно, современные юридические нормы сервитутов сильно отличаются от древнеримских.

Само понятие земельного сервитута означает ограничение прав использования собственником участка в пользу третьих лиц. Или, иными словами, посторонним лицам разрешено постоянное ограниченное право использование чужого участка земли.

Законодательное определение и порядок наложения сервитутного обременения отражены в Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ), в частности в его статьях 274 – 277.

При этом сервитут на земельный участок подразделяют на частный (простой) и публичный (предиальный):

  • простое соглашение может быть между частными лицами;
  • в публичной форме с одной стороны могут выступать органы, обеспечивающие таким образом интересы населения или государства.

Особенности публичной формы

Как уже отмечалось, для такого вида сервитута характерно участие в нём органов местного самоуправления, или иных органов государственной власти.

Это не единственное отличие его от частного сервитута. Если последний может быть заключён с обоюдного согласия обеих сторон, то публичный сервитут устанавливается после проведения публичных слушаний на основании государственного правового акта, либо аналогичного документа субъекта РФ, либо актом органов местного самоуправления.

Налагается такое обременение для:

  1. Обеспечения проезда, или прохода через земельный участок.
  2. Обеспечения производства необходимых работ по прокладке, ремонту или обслуживанию каких-либо коммуникационных сетей.
  3. Обеспечения забора воды, или водопоя сельскохозяйственных животных.
  4. Прогона скота на водопой, пастбище и обратно.
  5. Обеспечения проведения дренажных работ.
  6. Обеспечения проезда к сенокосным угодьям в определённые периоды времени.
  7. Обеспечения свободного доступа к береговой линии находящегося на участке естественного водоёма. А так же обеспечения возможности ловли там рыбы и охоты, или для сбора грибов и ягод в имеющихся на участке лесных угодьях.

Владелец имеет право потребовать от органов, установивших такое обременение, изъять или выкупить у него данный участок и возместить все понесённые убытки.

Это возможно, в том случае, если сервитутное обременение делает невозможным использование земельного участка по его прямому назначению.

Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено предоставление собственнику участка с сервитутным публичным обременением права требовать от тех, в пользу кого было составлено такое обременение, разумной платы за пользование его участком. Такая оплата может быть истребована и с органов власти установивших сервитут.

Порядок установления ограничений

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного муниципального органа. Для того чтобы такое ограничение было установлен, нужно выполнить следующие условия:

  1. Должно быть подано заявление об установлении такого обременения в органы власти, которые правомочны решить этот вопрос.
  2. Далее следует рассмотрение заявления властными структурами.
  3. После рассмотрения заявления наступает черёд организации публичных слушаний для выяснения общественного мнения по такому вопросу.
  4. Лишь после этого органами власти выносится решение о наложении сервитута.
  5. Заключительным этапом будет обязательная государственная регистрация.

Заявление может быть подано юридическим, или физическим лицом, а так же группой граждан от лица местного населения.

Поданное заявление рассматривается властными структурами. Чаще всего этим занимаются местные органы самоуправления населённым пунктом или сельским поселением.

Результатом такого рассмотрения станет вынесение обсуждения этого вопроса на публичные слушания, где и определяется необходимость установления сервитута.

На слушания должны быть приглашены все заинтересованные лица, включая собственника участка земли, на который предполагается наложить сервитутное обременение.

В процессе слушания обязательно должен вестись протокол и должен быть составлен поимённый список всех, кто присутствовал на этом мероприятии.

В протоколе должны быть отмечены все пожелания, мнения и претензии участников слушаний.

На основании результатов общественных слушаний властными органами выносится решение в виде нормативного правового акта об установлении публичного сервитута на земельный участок. В нём скрупулёзно отмечаются границы обременяемого участка, указывается его номер кадастрового учёта, даются необходимые сведения о владельце этого участка.

Если собственник участка считает, что его права нарушены, то он может подать исковое заявление в Арбитражный суд.

Прекращение действия ограничений

Существует несколько оснований для прекращения действия публичного сервитута на земельный участок:

  1. Устранение причины, по которой он был наложен.
  2. Окончание срока действия сервитутного обременения, если оно было срочным, и срок был указан в зарегистрированном акте.

В случае, когда результатом действия сервитутного обременения стала невозможность использования участка по его непосредственному назначению, то собственник вправе через суд требовать прекращения действия этого обременения.

Независимо от того, по какой причине прекращено действие сервитута, это должно быть оформлено правовым актом структур, вынесших решение о наложении обременения, с его последующей государственной регистрацией.

Для принятия решения о прекращении действия сервитута проведение общественных слушаний не требуется, если это не предусмотрено местным законодательством.

Никаких особенных хитростей в этом вопросе нет. Получить чёткое представление о том, что такое земельный публичный сервитут можно прочитав эту статью, но чтобы уяснить все тонкости применения этого права на практике, придётся покопаться в отдельных статьях регионального законодательства РФ, или воспользоваться консультациями опытных юристов.

Видео: Земельные споры -как правильно установить сервитут?

В видеосюжете юрист рассказывает, что представляет собой земельный сервитут.

Рассказывается,я в чем суть подобного ограничения для собственника земельного участка, какими дополнительными обязанностями и на какой срок обременяется владелец, какова процедура установки сервитута на землю.

Обременение права собственности земельным сервитутом

Глава 13 Гражданского кодекса посвящена одному из важнейших вещных прав, принадлежащих человеку от рождения, – праву собственности. Только право собственности позволяет человеку в полном объеме участвовать в экономическом обороте, тем самым удовлетворяя свои потребности.

Имея в собственности какую-либо вещь, лицо по отношению к ней наделено следующими правами – владеть, пользоваться и распоряжаться. Этой трилогией и раскрывается содержание права собственности. Если говорить кратко обо всех вышеперечисленных полномочиях собственника, то владение можно определить как фактическое обладание вещью, пользование – дает право извлекать от вещи ее полезные свойства, а распоряжением собственнику дозволено определять дальнейшую судьбу вещи, причем он может это делать по своему усмотрению, любым путем (уничтожение, дарение, мена, продажа и т. д.). Несмотря на, казалось бы, абсолютный характер прав собственника по отношении к вещи, Гражданским кодексом установлены и ограничения – осуществляя свои права, собственник не должен наносить ущерба окружающей среде и не должен нарушать права и законные интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ). Но это общие ограничения, относящиеся к любому собственнику и к любому предмету, находящемуся в собственности. В свою очередь Земельным и Гражданским кодексами также установлены ограничения конкретного характера, как для самого собственника, так и для третьих лиц. В частности, одним из ограничений права собственности на земельный участок является сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком. Причем согласно статье 2 Земельного кодекса нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу.

Статья 23 Земельного кодекса РФ выделяет два вида сервитутов – частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Так, согласно статье 274 Гражданского кодекса частный сервитут устанавливается для определенных нужд – обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также и других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, то есть не задействовав при этом земельного участка, принадлежащего другому лицу. Тем не менее, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им (ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

В пункте 3 статьи 23 приведен исчерпывающий перечень случаев установления публичного сервитута. Итак, публичный сервитут может быть установлен для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

В соответствии с частью 2 статьи 275 Гражданского кодекса сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Таким образом, сервитут лишен самостоятельности и не может быть объектом экономического оборота.

Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть срочным и бессрочным. Сервитут, обременяющий земельный участок на неопределенный срок, существует, пока в нем есть необходимость. При этом сервитут никак не зависит от конкретной личности – собственника земельного участка, он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу (ч. 1 ст. 275 ГК РФ). В связи с этим собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, необходимо знать, что при его продаже он должен проинформировать о сервитуте будущего покупателя, так как в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Эта норма установлена пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса РФ. Также отметим, что осуществление сервитута третьим лицом должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Особо следует уделить внимание моменту возникновения сервитута. В соответствии с частью 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ сервитут должен устанавливаться соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка. В соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 17 марта 2004 года, соглашение о сервитуте представляет собой договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок), и собственником соседнего земельного участка, а в необходимых случаях – собственником другого земельного участка (соседнего участка).

Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ установление сервитута должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” статьей 27 устанавливает правила государственной регистрации сервитутов. Соглашение об установлении сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Причем если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута, а если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Кроме того, Законом N 122-ФЗ установлено, что сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Конечно, при установлении сервитута могут возникнуть спорные ситуации, особенно со стороны собственника земельного участка, ведь сервитут в любом случае вызовет для него неудобства. По общему правилу, в случае недостижения общего согласия об установлении или об условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. При этом истцом должны быть представлены доказательства необходимости установления сервитута, иначе ему может быть отказано. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 ноября 2005 г. N А17-382/14-2004 судом отказано в удовлетворении заявленных требований на установление сервитута, поскольку истцом не представлено доказательств невозможности проезда (прохода) к принадлежащим ему зданиям без установления сервитута на соседний земельный участок.

Как Земельный, так и Гражданский кодексы предусматривают для собственника земельного участка денежную компенсацию за возможные неудобства, причиненные сервитутом – ему дается возможность требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком. Согласно пункту 1.6 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен. Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, а ее размер может изменяться в течение срока, на который установлен сервитут (п.п. 1.7, 2.1).

Роман Ларионов, юрисконсульт компании “Гарант”

Что такое публичный сервитут на земельный участок

Публичный сервитут на земельный участок вызывает недопонимание со стороны простых граждан. Не каждый сможет объяснить суть данного понятия, воспользоваться им или опротестовать. Что подразумевается под публичным сервитутом, а также о правилах его введения, предлагаем поговорить в нашей статье.

Публичный сервитут – что это такое

Под публичным сервитутом понимается введение ограничений для владельца участка, относительно его использования в пользу третьих лиц. В их роли могут выступать муниципальные службы, заинтересованные граждане и частные компании.
Порядок наложения сервитута прописан в Гражданском кодексе РФ. По своей сути, он является некой формой обременения, накладываемой на определенную часть участка. Его введение возможно с целью обеспечения доступа к коммуникациям, другим участкам, проведения ремонтно-строительных работ и прочего.

Сервитут подразделяется на два вида:

  • Простой. Заключается между частными лицами.
  • Публичный. Одна из сторон представляет интересы государства или частной компании.

Публичный сервитут отличается от простого кардинально. Он может быть установлен принудительно, по результатам проведенных публичных слушаний и вынесения соответствующего приказа.

Публичный сервитут вводится для:

  1. Прогона скота на пастбище или водопой.
  2. Прохода техники к сельскохозяйственным угодьям.
  3. Проезда муниципальной техники к коммуникациям.
  4. Проведения работ по прокладке и обслуживанию линий электроснабжения или коммуникационных сетей.
  5. Обеспечения свободного доступа к береговой линии.
  6. Проведения дренажных работ.

Публичный сервитут не дает права изъятия земли из собственности. Он носит временный характер. После проведения работ и обеспечения всех целей наложения, владелец участка вправе подать на снятие обременения. Собственник также может потребовать у муниципалитета или частного предприятия выкупить часть земли.
Действующее законодательство направлено на защиту прав собственников земельных участков. В связи с этим, если владения не могут быть использованы по назначению из-за введения сервитута, не исключена выплата материальной компенсации.

Последовательность установления публичного сервитута

Публичный сервитут вводится на основании акта, созданного органами местного самоуправления. Его принятие осуществляется в следующем порядке:

  • Заинтересованное лицо или государственная служба подает заявление о наложении обременения на участок.
  • Заявка рассматривается уполномоченным органом.
  • Назначается публичное слушание, в процессе которого каждая из сторон вправе высказать свое мнение.
  • Принимается решение о наложении сервитута.
  • Осуществляется государственная регистрация обременения.

Подать заявление может как физическое, так и юридическое лицо. В его тексте должна содержаться полная информация о владельце, участке и причинах наложения обременения. Заявителю необходимо понимать, что просьба должна быть подкреплена документальными фактами. В противном случае, возможно получение отказа.
В процессе слушания составляется протокол. В нем отмечается мнение сторон, включая пожелания и претензии. По результатам слушания, составляется акт с указанием сведений о владельце участка и границах обременения.
Сервитут обретает юридическую силу только после регистрации в Росреестре. Ее оформлением должен заниматься заявитель. Он же несет траты на оплату государственной пошлины.
Если владелец участка не согласен с введением сервитута, он вправе подать судебный иск в Арбитражный суд.

Прекращение публичного сервитута

Существует два основания для снятия ограничения с земельного участка:

  1. Причина, по которой он был наложен, полностью устранена.
  2. Срок действия обременения закончился.

В акте, составляемом после проведения публичного слушания, может быть назначена дата прекращения сервитута. Не исключено досрочное прекращение его действия по решению суда.
Прекращение действия публичного сервитута также должно быть зарегистрировано на государственном уровне. Проведение слушаний здесь не потребуется. Достаточно лишь посетить отделение Росреестра.

Возможна ли продажа участка после наложения сервитута

Публичный сервитут не лишает собственника права продать свои владения. Сделать это можно предложив их выкуп стороне, подавшей заявку на наложение обременения, либо любому другому лицу.
В случае продажи участка стороннему лицу, не имеющему никакого отношения к наложению сервитута, собственнику необходимо заранее уведомить его о наличии обременения. Если данный факт будет сокрыт, возможно признание договора купли-продажи недействительным.
Переход права собственности на землю с сервитутом по договору дарения или завещанию, также не исключен. Само по себе, обременение не является преградой для передачи прав на владение участком.

Оплата публичного сервитута

Гражданский и Земельный кодексы РФ предусматривают возмещение моральной компенсации владельцу участка за наложение сервитута. Определение его размера происходит исходя из рыночной стоимости земли.

Оплата публичного сервитута осуществляется:

  • Единоразово. Собственнику выплачивают одну сумму единым платежом за весь период наложения ограничения.
  • Регулярно. Владелец будет получать денежные платежи на протяжении всего срока действия сервитута.

Определение размера оплаты публичного сервитута может вызвать большие споры между владельцем участка и лицом, подавшим заявку на его наложение. Сумма определяется на основании обоюдной договоренности или решения органа местного самоуправления.

Заключение

Она вызывает большое количество спорных вопросов, связанных с предоставлением моральной компенсации владельцу земли. В некоторых ситуациях, сервитут является единственной законной возможностью проведения ремонтно-строительных работ на смежных с участком территориях.

Публичный сервитут и его особенности

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего.
Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

Что такое публичный сервитут?

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем голосования было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Особенности

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

  • актами Российской Федерации;
  • актами органов местного самоуправления;
  • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
  • отказать в удовлетворении иска.

Примеры

Пример 1: бессрочный публичный сервитут

Пример 2: срочный публичный сервитут

Границы зон действия публичного сервитута

Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.

Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

  1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
  2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.

В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

При заключении сделки купли-продажи собственники часто интересуются, как узнать кадастровую стоимость квартиры.

Что такое отказ от преимущественного права покупки сельхозземель, вы можете узнать в нашей статье.

Что лучше: подарить земельный участок или продать его? Все преимущества и недостатки каждой сделки описаны здесь.

Установление платы за публичный сервитут

Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательное установление оплаты за установление сервитута. Однако в случае причинения неудобств собственнику или третьим лицам (арендатору, лицу, которое владеет участком на праве бессрочного пользования) может быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается в судебном порядке или путем переговоров между собственником земельного участка или третьими лицами и органами местного самоуправления (администрацией города или сельского поселения).

Как правило, чиновники адекватно реагируют на выплату компенсации землевладельцу, если последний не препятствует установлению сервитута в интересах государства.

Публичный сервитут устанавливается ради общественного блага, и поэтому каждый гражданин должен знать о своих правах и обязанностях. Если установление сервитута неизбежно, но обременение доставляет вам большие неудобства, вы всегда можете отстоять свои права путем переговоров с местной властью или обратиться в суд.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Публичный сервитут: как действовать владельцу земли

Статьи по теме

Публичный сервитут ограничил права собственника участка. Компания-собственник может оспорить решение администрации или заставить платить за ограничение. Как действовать правообладателю, зависит от обстоятельств.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

Публичный сервитут на земельный участок: что это такое и можно ли возразить

В чем разница между публичным и частным сервитутом

Существует две формы сервитута: публичный и частный. И публичный сервитут, и частный сервитут устанавливают в соответствии с правилами ЗК РФ, а также ст. 274 ГК РФ. От того, какой именно тип ограничений действует, зависит правовое регулирование вопроса:

Остались вопросы по земельным отношениям? Ответ найдется в Системе Юрист

  1. Нормы о частном – это п. 1 ст. 23 ЗК РФ. О таком сервитуте стороны правоотношений могут заключить соглашение. Также суд вправе вынести решение о таком сервитуте на основании иска частного лица.
  2. Нормы о публичном сервитуте Земельный кодекс содержит в п. 2 ст. 23. В соответствии с ЗК такой сервитут устанавливается законом либо иным правовым актом, причем только с учетом итогов общественных слушаний.

Основное отличие между частным сервитутом и публичным сервитутом заключается, прежде всего, в круге лиц, для которых он устанавливается:

  • частный сервитут устанавливает для частных лиц;
  • публичный предназначен для обеспечения интересов государства, органов местного самоуправления или населения в больших масштабах.

Так, использование соседнего земельного участка для проезд собственником к своему участку является примером частного сервитута. А вот использование земельного участка, скажем, для прохода к водоему общего пользования – пример публичного сервитута.

Таким образом, спецификой установления публичного сервитута является не интерес конкретных собственников земельного участка, а общественный интерес, который не связан непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.

42 полезных документа для юриста компании

Каков порядок установления публичного сервитута

Порядок установления публичного сервитута состоит из нескольких этапов:

  1. Инициатор направляет соответствующее заявление в органы местного самоуправления или субъекта РФ.
  2. Госорган рассматривает заявление и назначает публичные слушания.
  3. В ходе слушаний ведут протокол. На заседании должны присутствовать все заинтересованные стороны, в том числе собственники земли, которой коснется обременение.
  4. По итогам слушаний госорган издает нормативно-правовой акт о публичном сервитуте на земельные участки.
  5. Акт должен пройти процедуру регистрации.
  6. Об установлении публичного сервитута вносят информацию в ЕГРН.

Публичный сервитут устанавливается, когда необходимо обеспечить:

  • свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • ремонт коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещение на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов сетей, подъездов к ним;
  • проведение дренажных работ на земельном участке;
  • изъятие водных ресурсов, водопой;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использование участка для охоты, рыболовства;
  • проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

25 марта 2020 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии выпустила письмо № 01-02960-ГЕ/19 о порядке регистрации и внесения сведений о сервитутах в ЕГРН.

Публичный сервитут может устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для эксплуатации участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Обременение участка публичным сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и (или) распоряжения. Переход прав на такой участок или предоставление государственного участка с сервитутом гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

Срок действия публичного сервитута определяют в решении о его установлении. Если участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, срок сервитута не может быть дольше срока резервирования таких земель.

Орган власти вправе досрочно прекратить действие публичного сервитута, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен. Сервитут считают прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек его срок. В данном случае решение органа не требуется. Также публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску владельца участка.

Комментарий эксперта: с 2018 года действует специальный порядок установления сервитута

Об изменениях в земельном законодательстве рассказывает Анна Пикалова

В 2018 году ЗК РФ дополнили новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях» (ФЗ № 341-ФЗ от 03.08.2018). Ввели специальный порядок размещения линейных объектов на земельных участках на условиях такого сервитута. В частности, определили:

  • перечень органов, уполномоченных принимать решения о его установлении;
  • условия установления;
  • требования к ходатайству о публичном сервитуте;
  • способы выявления правообладателей участков, в отношении которых предполагается установление сервитута;
  • порядок принятия решения о введении публичного сервитута;
  • основания для отказа в установлении;
  • срок действия сервитута;
  • правила определения платы;
  • требования к соглашению о сервитуте;
  • последствия невозможности или существенного затруднения использования участка (его части), обремененного публичным сервитутом;
  • права и обязанности обладателя публичного сервитута.

Такой сервитут устанавливают по ходатайству от заинтересованного лица без изъятия участка. Решение принимает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В данном случае публичный сервитут нужен для:

  • размещения объектов электросетевого хозяйства, теплосетей, водопроводных сетей и сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
  • складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений и (или) строительной техники на период работ на объектах транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
  • устройства пересечений автодорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования;
  • размещения автодорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории в связи с размещением линейных объектов федерального, регионального или местного значения, а также перед работами на этих объектах.

При этом публичный сервитут не устанавливают на участках, где граждане занимаются ИЖС, садоводством, огородничеством и личным подсобным хозяйством. Исключение делают, только если сервитут потребовался для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на этих участках. Установление публичного сервитута применительно к землям и участкам из состава земель сельскохозназначения осуществляют с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

Если публичный сервитут устанавливают, хотя есть другие способы прохода, это можно оспорить

Если правообладатель считает, что публичный сервитут нарушает его права, он вправе оспорить нормативный акт. Как правило, споры между правообладателем и органом власти возникают по двум причинам. Собственника участка не устраивает:

  • оплата (наличие задолженности) за пользование его землей;
  • сам факт установления публичного сервитута.

В обоих случаях препятствовать доступу и загораживать проход через свой участок нецелесообразно. Чтобы защитить свои права, нужно обращаться в суд. Если субъект РФ или орган местного самоуправления злоупотребляет правом, оспорьте его действия.

Земельный кодекс допускает публичный сервитут только при отсутствии иных способов прохода и проезда

Правообладатель может признать недействующим нормативный акт, который устанавливает сервитут. Такая возможность есть, когда постановление нарушает интересы собственника. Изучите соответствующее постановление. Обратите внимание, устанавливает ли оно конкретные границы, которые необходимы для прохода, проезда, обосновывает ли площадь, которую запрашивает. Орган местного самоуправления или субъекта РФ не вправе устанавливать публичный сервитут на весь участок, если не докажет, что нет другого способа обеспечить интересы третьих лиц.

Так, правообладатель оспорил публичный сервитут на земельные участки. Администрация ввела ограничения на землю истца в целях прогона и проезда сельскохозяйственных животных, свободного доступа к прибрежной полосе. Владелец земли в ходе слушаний предлагал три иных варианта проезда и прохода, а также выступил с инициативой решить вопрос о проезде техники через земельные участки заявителя по соглашению сторон. Однако акт об обременении приняли без учета его интересов.

Суд отметил, что в постановлении администрация не указала границы используемого участка. Она не определила часть земли, в отношении которой установила сервитут. Суд сделал вывод, что размер необходимой части земли для проезда и прохода никто не выяснял. Администрация не подтвердила необходимость установления публичного сервитута на всю площадь, которая принадлежит заявителю. Суд признал недействующим постановление администрации (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.09.2011 по делу № А39-465/2011).

Необходимость установления публичного сервитута можно проверить с помощью экспертизы

При необходимости можно обратиться в суд с ходатайством о проведении экспертизы.

Например, в одном деле суд назначил дополнительную экспертизу. Потребовались дополнительные сведения, чтобы определить все возможные способы обеспечить беспрепятственный проход и проезда через земельный участок. Ранее эксперты принимали вопрос без учета части документов: разрешения на строительство, схемы размещения объектов, а также канализационных сетей, которые находятся на спорном участке. С помощью экспертизы суд выяснил, была ли необходимость в публичном сервитуте (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.08.2016 № Ф01-2691/2016 по делу № А17-1658/2013).

За публичный сервитут на земельный участок можно потребовать плату

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании участка, собственник вправе требовать плату от органа государственной власти или местного самоуправления, которые установили такой сервитут.

Владелец земли, в отношении которой устанавливается публичный сервитут, может взыскать сумму, соразмерную плате за пользование участком (п. 6 ст. 23 ЗК РФ, п. 5 ст. 274 ГК РФ).

Например, в договоре указали стоимость публичного сервитута, который установили для прокладки коммуникаций инженерной инфраструктуры. Собственник не получил своевременно оплату и обратился в суд. Ответчик настаивал, что размер выплат должен определять уполномоченный орган согласно приказу Минтранса России от 17.10.2012 № 373, однако приказ вышел позже, чем стороны подписали соглашение. Поэтому ответчик считал, что оплату надо начислять после публикации акта в «Российской газете». Но суд счел, что плата за публичный сервитут – это плата, которая не относится к категории регулируемых цен, ее устанавливают в соглашении (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.12.2016 № Ф04-5771/2016 по делу № А46-15812/2015).

Кем же публичный сервитут устанавливается: в чьих интересах и как его оформить?

Публичный сервитут может быть установлен в рамках закона.

Он является разновидностью земельного сервитута.

Отличительная черта заключается в том, что в данном случае нет фактического субъекта, который наделяется определённым правом.

Мы расскажем вам о том, как устанавливается такой сервитут, на каких основания это может быть осуществлено и в каких случаях он может быть прекращен.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

На каких основаниях устанавливается?

Публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом, а именно: ФЗ №193, а также статьей 23 ЗК РФ и статьей 274 ГК РФ.

Также там оговорено, кем устанавливается публичный сервитут. Чтобы предоставить участок, находящийся в собственности в пользование необходимо иметь на это веские основания. Они должны значительно перевешивать ущерб, который будет нанесён хозяину этой земли.

Итак, кем могут устанавливаться публичные сервитуты:

  • человек занимающий определенную должность, которая наделяет его нужными полномочиями;
  • объединения граждан населённого пункта, в котором располагается земля;
  • представитель определенного органа власти.

Как видим, список тех, кто устанавливает публичный сервитут крайне ограничен.

Об особенности возникновения прекращения и осуществления публичного сервитута будет сказано чуть ниже.

Таким образом, можно уверенно сказать, что установление публичного сервитута может быть осуществлено на следующих основаниях:

  1. Производство работ строительного типа на соседнем участке, являющемся смежным. Сервитут устанавливается если требуется организовать перевозки строительных материалов или техники именно по этой земле.
  2. Если появится необходимость установить вдоль движения различные инфраструктуры инженерного типа. Это также может касаться коммуникаций и прочих объектов линейного типа, которые должны пролегать по выделенной земле.
  3. Установление указателей геодезического типа.
  4. Производство дренажных работ на почвах входящих в состав участка.
  5. Если речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения, то участок могут выделить для выпаса скота, сенокоса или прогона скотины по данному месту.
  6. Проведение работ изыскательного типа, например, геологоразведочных.
  7. Постройка дорог, тротуаров и т.д.

Данные действия должны получить санкции, выдаваемые органами исполкома. И тут важно знать, как установить сервитут на муниципальный земельный участок.

Как оформить?

Когда необходимо установление публичного сервитута на земельные участки, желающие должны обращаться в администрацию и приносить с собой уведомление о том, что участок земли действительно необходимо выделить в пользование. Документ должен быть составлен на имя главы городского или сельского исполнительного комитета.

В образце заявления на публичный сервитут необходимо отразить следующие сведения:

  • необходимо дать характеристику заявителя указав место его работы, а также должность;
  • если в качестве желающих выступает группа граждан, то нужно обозначить структуру данной группы по смыслу инициативы;
  • требуется отобразить сведения, касающиеся земельного участка. Нужно указать его адрес, точное местоположение и прочие сведения, которые можно получить;
  • причины, в связи с которыми появилась необходимость ходатайствовать о пользовании данной территорией;
  • далее, нужно обосновать по каким причинам проблему невозможно решить иным путём кроме как установлением публичного сервитута;
  • в последнюю очередь нужно поставить дату, подпись человека составлявшего документ и её расшифровку.

В случае когда подобное желание изъявляет должностное лицо необходимо заверить бумагу печатью фирмы.

Если речь идёт о группе граждан, то расписаться должен каждый и поставить расшифровку.

Перед тем как писать бумагу в администрацию следует сначала сходить к хозяину земли и предложить составить соглашение на пользование, которое в дальнейшем будет приложено к документу.

Если собственник наотрез отказался идти навстречу, то об этом тоже необходимо уведомить администрацию в письменном виде.

Если бумага была принята в производство, то в специально уполномоченный отдел, занимающийся этим делом, приглашается хозяин земли. Его информируют о том, что его участок будет ограничен и сообщают причины, на основании которых данное действие будет произведено.

Право на сервитут должно проходить регистрацию в Едином реестре государственного типа для этого необходимо собрать пакет документов.

Потребуются:

  1. Заявление от человека или группы лиц, в пользу которой будет произведена установка сервитута.
  2. Удостоверение личности заявителя. Если речь идёт о лице юридического типа, то потребуется доверенность, документы учредительного типа и выписка из ЕГРЮЛ.
  3. Бумага, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  4. Соглашение, в котором приписана процедура установления сервитута.
  5. Ещё понадобятся акты, выданные органами федерального или муниципального типа, также может быть представлено решение суда.

Когда пакет документов собран его передают в специальный отдел, который занимается земельными делами.

После этого назначаются слушания общественного типа и определяется их дата.

На публичных слушаниях по публичному сервитут должны присутствовать стороны, которые высказывают определенные аргументы. Если всё идёт хорошо, то комиссия принимает решение наложить обременение на землю.

В случае когда комиссия принимает положительное решение, но хозяин участка всё равно отказывается идти на уступки может быть принято решение о передаче дела в суд. В такой ситуации публичный сервитут будет установлен судом и упрямый хозяин уже ничего не сможет поделать. Когда сервитут начнёт действовать, то заявитель получит законное право распоряжаться землёй.

Ниже можно увидеть образец постановления об установлении публичного сервитута:

Что делать в случае ошибочной кадастровой записи?

Бывают ситуации когда в государственном кадастре каким – то образом появляется информации об обременении земельного участка, притом что на самом деле ничего этого нет. Такая ситуация может возникнуть в результате:

  • ошибки технического типа, допущенной в государственном кадастре;
  • инцидента титульного типа произошедшего с данным участком земли.

Так, может произойти если участок был куплен недавно, а прежние хозяева умолчали об обременении. Дело в том, что после того как работы, для проведения которых накладывался сервитут будут окончены, обременение необходимо снять.

Таким образом, должна появиться соответствующая отметка в государственном кадастре.

Когда обнаруживается такой сюрприз, необходимо как можно быстрее составить заявление о снятии сервитута и отнести его начальнику местного кадастрового отделения. Если данное должностное лицо откажется удовлетворить или даже рассматривать документ, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Что делать, если на участок наложено обременение?

Бывают случаи когда городские власти собираются проложить трубопровод через земельный участок, который находится в собственности у гражданина владеющего им на полностью законных основаниях.

И в этом случае публичный сервитут может устанавливаться.

Однако в то же время в такой ситуации есть несколько вариантов развития событий:

  • Хозяин добровольно дарит властям свою землю при этом остаётся без компенсации и теряет честно нажитое имущество.
  • Собственник заявляет своё несогласие и пишет исковое заявление, которое подает в суд. Если хозяин проявит несогласие, таким образом, то городским властям не удастся ничего сделать по закону. Однако они всё равно могут претендовать на получение сервитута и имеют неплохие шансы добиться своего. И, скорее всего, в такой ситуации судья вынесет решение о наложении обременения.
  • В ситуации когда собственник земли проживает на неё уже давно, но пока не произвёл регистрацию недвижимости, право на участок и строения стоящие на его территории всё равно принадлежит хозяину. В этом случае городские власти даже через суд не смогут отобрать имущество у собственника, но с большой вероятностью получат право на сервитут. В этом случае публичный сервитут устанавливается в интересах городских властей.
  • Совсем по – другому будут развиваться события если у гражданина вдруг возникло желание купить землю, по которой уже проходит трубопровод или линии электропередач. В такой ситуации на купленную землю может быть сразу наложен сервитут. Однако есть возможность приобрести часть земли не занятую сооружениями властей в таком случае земля переходит в муниципальную собственность.

В каких случаях он может быть прекращен?

Иногда власти нарушают права хозяина участка и не соблюдают установленных границ или в результате работ был нанесён вред плодородному слою почвы.

Ещё бывают случаи когда не соблюдаются противопожарные или санитарные нормы. Во всех перечисленных ситуациях собственник участка может подавать ходатайство о прекращении использовании его земли.

Сервитут может быть снят:

  1. По причине отсутствия оснований в соответствии со статьёй 276 ГК РФ.
  2. Если в суде было доказано то, что целевое использование земли стало невозможным в связи с обременением. В этом случае пострадавший гражданин имеет право требовать возмещение ущерба.
  3. Уничтожение участка физически.
  4. Изъятие земли из оборота гражданского типа.
  5. При условии, что хозяин участка стал владельцем наложенного сервитута.
  6. Если прекратил своё действие акт нормативного типа, на основании которого было наложено обременение.

Заключение

Теперь читатель знает всё о том, как установить публичный сервитут. Если вспомнить всё то, что было изложено выше, то можно сделать вывод, что государство при всём желании не сможет отобрать землю у своих граждан если они сами этого не захотят. Однако они могут на время воспользоваться участками, которые находятся в собственности у частных лиц на основании публичного сервитута.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Что такое сервитут на земельный участок

Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.


Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.

Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:

  1. За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
  2. Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
  3. Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
  4. Остальные участники сделки не приобретают права собственности.

Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.
В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.
Содержание договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута. Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.
Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

Виды сервитутов

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Как установить сервитут

Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

Законом определено три способа наложения обременения:

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.


Как налагается публичный сервитут

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Как оформляется частный сервитут

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

Какие документы необходимо представить

Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

Перечень необходимых бумаг включает:

  • заявление на госрегистрацию;
  • копия удостоверения личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • соглашение владельцев или решение суда;
  • кадастровый план;
  • квитанция оплаченной госпошлины.

При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Источники:
http://www.garant.ru/article/6623/
http://prosadidom.ru/land/registration-land/publichnyj-servitut-na-zemelnyj-uchastok/
http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj.html
http://www.law.ru/article/21822-publichnyy-servitut
http://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/ispolzovanie-vladenie-i-rasporyazhenie/pravo-polzovaniya/servitut/vidy-s/publichnyj.html
http://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/servitut
http://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/razdel-zemelnogo-uchastka/

Ссылка на основную публикацию