Разрешение земельных споров

Земельное право

Разрешение земельных споров

Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей.

В зависимости от порядка рассмотрения земельные споры подразделяются на споры:

  • рассматриваемые с обязательным соблюдением предварительной (преюдиционной) несудебной процедуры;
  • рассматриваемые непосредственно в судебных органах;
  • переданные сторонами на разрешение в третейский суд.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке в порядке искового производства (ст. 64 ЗК РФ). Однако не исключается действие ранее установленного обязательного предварительного внесудебного порядка рассмотрения некоторых земельных споров:

  1. споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур; в случае недостижения согласованного решения спор разрешается в суде;
  2. споры могут разрешаться в третейском суде до принятия дела к производству судом.

Несоблюдение досудебной (претензионной) процедуры разрешения земельного спора влечет отказ в принятии соответствующего искового заявления судьей суда общей юрисдикции или оставление без рассмотрения иска, поданного в арбитражный суд (ст. 135 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ).

Право судебной защиты прав и свобод граждан и их объединений гарантировано ст. 47 Конституции РФ. Защита нарушенных или оспоренных гражданских и земельных прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими судами.

В 2002 г. процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. Приняты Арбитражный процессуальный кодекс РФ (действует с 1 сентября 2002 г.), Гражданский процессуальный кодекс РФ (действует с 1 февраля 2003 г.), а также Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ1.

В новом процессуальном законодательстве в основном сохраняется порядок определения подведомственности споров между судами исходя из субъектного состава участвующих в деле сторон.

В суде общей юрисдикции рассматриваются споры, если хотя бы одной из сторон являются граждане, за исключением граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.

Спор, возникший между юридическими лицами либо юридическими лицами и гражданами, использующими земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (фермерами), относится к подведомственности арбитражного суда . При этом арбитражный суд будет рассматривать дела с участием граждан-предпринимателей только в том случае, если спорный земельный участок используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Если же по своему статусу гражданин является предпринимателем (например, фермером), но просит признать его право на садовый или дачный участок, то такой спор, как обычный спор с участием граждан, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Вместе с тем в настоящее время к подведомственности арбитражных судов отнесены и некоторые другие дела, сторонами в которых могут быть, в частности, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (ст. 27 АПК РФ). Применительно к сфере земельных отношений это могут быть, например, дела об оспаривании ненормативных актов (решений) органов государственной власти, не имеющих статуса юридического лица, о привлечении собственников земельных участков и других земельных правообладателей к административной ответственности и др. Ранее в практике арбитражных судов встречались случаи прекращения производства по делам о признании недействительными актов государственных органов по тем основаниям, что эти органы не являются юридическими лицами и, следовательно, не могут быть ответчиками по делу. Сейчас этот пробел в законодательстве закрыт.

К специальной компетенции арбитражных судов отнесены также споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров (ст. 33 АПК РФ). Также споры могут касаться земельных участков, внесенных участниками в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества либо переданных юридическому лицу в аренду. Теперь эти споры рассматриваются в арбитражных судах.

Защита конституционных прав граждан и их объединений (в том числе права на землю) осуществляется также Конституционным Судом РФ .

Как следует из ст. 125 Конституции РФ, ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями), граждане вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение их прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. И такие обращения граждан по делам (касаются прав на земельные участки) уже встречались в практике Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 64 3К РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. земельные споры могут рассматриваться в третейских судах . Третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Данный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать, передавать на его разрешение спор, разрешение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые им установлены. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.

Земельные споры могут рассматриваться мировым судьей . Согласно ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. и ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в первой инстанции в числе других дел дела об определении порядка пользования земельными строениями и другим недвижимым имуществом. В компетенцию мирового судьи входит рассмотрение дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества и дел по имущественным спорам, в том числе земельных участков, по цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной на день подачи заявления.

Земельные споры классифицируются в зависимости от содержания разногласий по поводу реализации правоотношений.

1. Споры о признании права на земельный участок (ст. 12 ГК РФ и 59 ЗК). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации этого права. При наличии регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирующие органы обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Необходимость в признании права возникает тогда, когда два или несколько лиц считают себя собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) одного земельного участка. Спор о праве на земельный участок может возникнуть, например, в случаях, когда отец еще при жизни продал земельный участок постороннему лицу, а сын, не зная об этом, считает, что земельный участок перешел к нему после смерти отца по наследству. С заявлениями о признании права могут обращаться в суд и лица, у которых по каким-либо причинам отсутствуют документы на земельный участок либо эти документы вызывают сомнения, а у данного лица возникает необходимость в совершении сделки с земельным участком. В таких случаях сначала необходимо признать право лица (право собственности, право аренды), затем на основании судебного решения зарегистрировать это право, а затем уже совершать сделки.

О юридическом признании права на земельный участок может идти речь и тогда, когда право возникает в силу приобретательной давности либо перерегистрации одного вида прав в другой. В этих и других подобных случаях спор между хозяйствующими субъектами может разрешить только суд, равно как только он может установить факт, имеющий юридическое значение (факт приобретения права на землю за давностью владения и др.) в порядке ст. 264—268 ГПК РФ либо ст. 217-222 АПК РФ.

Приобретательная давность возникает в том случае, если конкретное лицо в соответствии с ГК РФ добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет владело земельным участком «как своим собственным».

2. Споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения. В этом случае суд должен установить, существует ли в действительности оспоренное право и каково его содержание.

3. Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений. Они решаются путем судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основаниями изменения или прекращения земельных правоотношений (например, решение об изъятии у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, с которым собственник не согласен, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа; государственный орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка в течение двух лет с момента направленного собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии земельного участка).

Земельные споры необходимо отграничивать от дел, возникающих из публичных правовых отношений:

  • по жалобам на действия или решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий или их объединений, должностных лиц (например, судебное обжалование действий, ущемляющих права и законные интересы лиц, не присутствующих при проведении землеустроительных работ на местности, либо решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении ограничений прав на землю);
  • по жалобам на действия органов и должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль, в связи с нарушением административных взысканий за допущенные нарушения земельного законодательства;
  • об оспаривании законности нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения (ст. 13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ).

Процессуальная специфика перечисленных дел состоит в особом порядке их возбуждения, рассмотрения и исполнения вынесенных по ним судебных решений.

Разрешение земельных споров

В статье рассматриваются способы защиты прав на землю, классификация земельных споров и порядок их рассмотрения

Закон защищает права лиц, владеющих землёй на праве собственности или аренды благодаря:

– во-первых, запрету на вмешательство в деятельность по использованию земли землевладельцами и землепользователями со стороны различных государственных, хозяйственных и иных органов или организаций, кроме случаев препятствования нарушению земельного законодательства,

– во-вторых, необходимости восстановления нарушенных прав субъектов земельных правоотношений и возмещению в полном объёме убытков, причинённых нарушениями земельных прав.

Способы защиты прав на землю

Разрешение земельных споров осуществляется по общим правилам защиты гражданских прав, способы защиты которых закреплены статьёй 12 ГК РФ, а ряд из них воспроизведён в ЗК РФ.

В первую очередь к рассматриваемым способам относится признание права на земельный участок. Обратиться к таким способам вправе только обладатели права на земельный участок.

Другим способом является восстановление положения, нарушенного правонарушением. Восстановление права на земельный участок возможно, когда суд признаёт недействительность акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, который привёл к нарушению права на земельный участок. ГК РФ предполагает более широкую возможность защиты нарушенного права лица на земельный участок и применения мер по восстановление нарушенного права. Так, защита прав лиц в отношении земельного участка возможна, когда недействительным признаётся акт не только государственного органа исполнительной власти или местного самоуправления, но также и законодательных органов. Право на земельный участок подлежит восстановлению, если произошло самовольное занятие земельного участка.

Выделяется и такой способ как признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы физических или юридических лиц. Данный способ выступает в качестве формы судебного контроля по отношению к российскому законодательству, в частности по вопросам использования и охраны земель. В соответствии с ГПК РФ судом может быть вынесено решение о признании незаконными действий административного органа или должностного лица, нарушающих права и свободы граждан.

В пользу лиц, права и законные интересы которых были нарушены (в области использования и охраны земель), взыскиваются убытки. Возмещение убытков производит орган, нарушивший права собственников или арендаторов земли, в результате принятия незаконного нормативного акта.

Защита прав собственников и иных титульных владельцев земли может производиться также способами, не названными в ЗК РФ, но предусмотренными ст. 12 ГК РФ, к которым – помимо рассмотренных выше – относятся:

  • признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным решения собрания;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскание неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • а также иные предусмотренные законом способы.

Классификация земельных споров

Юридическая литература содержит множество классификаций споров, возникающих из земельных отношений. Наиболее наглядной можно назвать классификацию, в которой выделяется три категории таких споров:

  1. Земельные споры, вытекающие из нарушения или оспаривания прав физических или юридических лиц на землю (в том числе право владения, пользования и распоряжения землей). Возникновение этих споров может быть связано с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования, а также иных ситуациях, связанных с нарушением субъективных прав лица. Кроме того, возникновение спора может быть связано с заблуждением лица в отношении своих реальных прав.

Сторонами таких споров выступают:

  • с одной стороны – исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, с другой – физическое или юридическое лицо. Основанием спора является отказ в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа
  • физические и юридические лица по спорам между собой – по причине нарушения границ землепользования, самовольного занятия земли, создания помех в отношении прав владения земельным участком, пользования или распоряжения им.

Рассмотрение судами таких споров осуществляется в порядке искового производства. Также судебному рассмотрению подлежат споры, возникающие из договоров, предметом которых выступают земельные участки: договоры купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута.

  1. Земельно-имущественные споры. Они связаны как с нарушением земельных прав, так и с возмещением убытков и вреда, причинённых этим нарушением. В суде и арбитражном суде дела по этим спорам подлежат рассмотрению в одном производстве.
  2. Имущественные споры, возникшие из земельных правоотношений. Эта категория не предполагает наличия спора о праве на землю, но включает в себя имущественные споры в области пользования и распоряжения землей.

Российское земельное законодательство предусматривает возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда, который выносит решение большинством голосов. Особенностью таких решений является то, что оно может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, если не произошло добровольное исполнение.

Порядок разрешения земельных споров

Разрешение компетентными судебными органами земельных споров является одним из наиболее результативных способов защиты прав и интересов собственников либо арендаторов земельных участков. Судебный порядок рассмотрения этих споров (по всем категориям дел: споры, связанные с отказом в предоставлении земельного участка; возмещением убытков, причинённых в результате загрязнения земельного участка; устранением препятствий в пользовании земельным участком и другие) предусмотрен статьёй 64 ЗК РФ.

Действующий ЗК РФ не предусматривает досудебного (административного) порядка разрешения земельных споров. Однако п. 2 ст. 64 ЗК РФ устанавливает право сторон на передачу земельного спора в третейский суд до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При этом, передача спора на рассмотрение третейским судом возможна только если между сторонами заключено третейское соглашение.

Земельные споры с соседями. Разрешение земельных споров

Спором в общем смысле считается взаимное притязание 2-х (или более) лиц относительно одного объекта. Устраняется он посредством состязания, выражающегося в словесном доказывании, отстаивании собственной позиции. Рассмотрение имущественных вопросов зачастую осуществляет суд. Земельные споры считаются одной из наиболее распространенных категорий вопросов в практике.

Общие сведения

Почему возникают судебные земельные споры? Конфликтные ситуации могут иметь место по разным причинам. К примеру, владелец участка осуществляет борьбу с сорняками на территории соседа. Такая необходимость возникла вследствие того, что растительность стала распространяться по его земле. Этот факт дает ему возможность подать иск к гражданину, нарушающему правила борьбы с сорными растениями. Истец может взыскать компенсацию за понесенные затраты. При этом ответчик может отказываться от возмещения ущерба, ссылаясь на то, что не обязан следить за частью территории, которой не пользуется. Часто возникают земельные споры о границах земельного участка. Они предполагают проведение специальных работ кадастровыми инженерами. Земельные споры с соседями могут касаться и других вопросов.

Основные понятия

Земельные споры – это доказывание и обсуждение прав на надел с соблюдением предусмотренной процессуальной процедуры и равенства перед законодательством всех участников отношений. Сторонами в таких конфликтах могут выступать не только собственники, пользователи, но и граждане и организации, которые нарушили законные интересы владельцев, органы управления и власти, которые приняли те или иные акты, ущемляющие права заинтересованных лиц. Разрешение земельных споров представляет собой правоотношение, которое регулируется нормами АПК, ГПК, ГК и ЗК. Специфика таких конфликтов заключается в их объекте. В качестве него всегда выступает земля – косвенно либо прямо.

Предоставление надела

В рамках этой процедуры могут возникать земельные споры по поводу нарушения правил передачи территории. К примеру, предоставление надела для строительства объектов, затрагивающих интересы населения в экологической сфере, должно осуществляться в рамках референдума (публичных слушаний). Если решение было принято вопреки воле граждан, то они могут через своего представителя или непосредственно сами оспорить его. Зачастую конфликты возникают при неточном расчете пределов надела при его отведении. Вследствие этого гражданин, уже владеющий участком, лишается его части в пользу другого собственника. Бывают случаи, когда лицо самовольно передвигает забор, незаконно изымая часть надела, принадлежащего другому субъекту. В некоторых случаях существует территория общего пользования. Когда один из владельцев участка незаконно перекрывает проход, это также может стать поводом для подачи в суд заявления.

Реализация прав

Земельные споры в этом случае возникают по причинам:

    Вмешательства в хозяйственную деятельность владельца надела. Право на самостоятельную работу по обслуживанию участка гарантировано законодательством. Ограничения в этом случае допускаются только в исключительных ситуациях. Например, если этого требуют правила госбезопасности или охраны природы. Если сосед собственника земли начал строительство сооружения, которое затеняет культурные насаждения и препятствует их нормальному развитию, то пострадавшая сторона может обратиться в суд.

Изъятие

Земельные споры в таких случаях возникают по поводу:

  1. Незаконного отчуждения надела. К примеру, администрация поселения решает изъять участок вследствие нерационального использования. Арендатор в такой ситуации вправе доказывать, что данные действия неправомерны, так как ухудшения урожайности не произошло, а мероприятия, направленные на повышение плодородности, выполнялись правильно и своевременно.
  2. Незаконных/законных требований по досрочному прекращению договора аренды вследствие нарушения его условий. В суде в данном случае доказывается соответствие/несоответствие хозяйственной деятельности пунктам соглашения.

Разрешение земельных споров

  1. В порядке вынесения постановлений по жалобам на действия/бездействия должностных лиц муниципальных и государственных структур. К ним, в числе прочего, относят принятие ненормативных/нормативных актов.
  2. В порядке судопроизводства.

Во втором случае применяются общие для всех случаев процессуальные правила. Это значит, что решение земельных споров проводится без каких-либо специфических допущений или исключений.

Порядок обращения

Заинтересованные лица вправе написать заявление в:

  1. Суд общей юрисдикции. В них рассматриваются гражданско-правовые конфликты.
  2. Арбитраж. В нем осуществляется решение земельных споров с участием организаций и граждан-предпринимателей.
  3. Третейский суд. Обращение в этот орган осуществляется по взаимному согласию участников.
  4. Конституционный Суд. Он устанавливает соответствие принятых нормативных актов положениям Основного закона.

Порядок, по которому рассматривается дело в той или иной инстанции, устанавливается соответствующим процессуальным законодательством: ГПК или АПК. Обращение в судебный орган осуществляется в форме:

  1. Иска (для общих случаев).
  2. Заявления на действия/бездействия уполномоченных органов/лиц.

Обращения такого рода должны оплачиваться госпошлиной. Ее величина определяется в соответствии с НК. При подаче заявления в обязательном порядке прикладывается квитанция об уплате.

Разбирательство

В ходе заседания суд выясняет все обстоятельства спора. Стороны предоставляют доказательства, обоснования своей позиции. При необходимости суд назначает экспертизу. Стороны могут ходатайствовать о приглашении на рассмотрение дела третьих лиц. По результатам рассмотрения материалов суд выносит решение. Оно должно быть обосновано и правомерно. Решение формулируется письменно. Уполномоченное лицо обязано зачитать резолютивную его часть. Оформленное надлежащим образом решение выдается на руки либо отправляется по почте всем участникам процесса. В случае несогласия данный акт можно обжаловать в установленном в законе порядке. При разбирательстве споров, в том числе касающихся возмещения ущерба, используются нормы ГК, ЗК.

Заключение

Совершенствование законодательства в сфере земельных отношений должно быть направлено не только на эффективное разрешение, но и на профилактику споров. Кроме этого, немаловажное значение имеет деятельность надзорных служб, обобщающих наиболее сложные дела, относительно которых в законодательстве присутствуют пробелы. Основные разъяснения даются в Постановлениях пленумов ВС, ВАС. Они публикуются в официальных изданиях. Также профилактике споров о земле способствует освещение работы судов по их рассмотрению в СМИ, надлежащая оценка этой деятельности. От возникновения конфликтных ситуаций никто не застрахован. Однако специалисты рекомендуют попытаться решить спор мирным путем. Если же это не удается, то придется писать исковое заявление. При его составлении желательно ссылаться на конкретные нормы закона, которые были нарушены. Целесообразно обратиться за помощью в юридическую консультацию.

Разрешение земельных споров

Разрешение земельных споров – одна из функций государственного управления. Ее осуществляют исполнительные и распорядительные органами в административном порядке. Земельными являются споры, связанные с возникновением, изменением, прекращением и осуществлением субъективных прав на землю.

Судебный порядок разрешения земельных споров непростой, в них тесно переплетаются гражданские, кооперативные, трудовые, семейные, наследственные правоотношения, поэтому они требуют квалифицированного рассмотрения.

В административном порядке могут рассматриваться только те земельные споры, которые связаны с правом землевладения и землепользования и не отнесены к компетенции судебных органов. Такие споры рассматриваются исполнительными органами общей компетенции: сельскими, поселковыми, городскими, районными и областными.

Для большинства земельных споров, которые могут разбираться исполнительными и распорядительными органами, установлен альтернативный порядок рассмотрения – в исполнительном и распорядительном органе или (по желанию заинтересованной стороны) в суде. Обязательное административное разбирательство по земельному спору как досудебная стадия в настоящее время не действует. Только споры землепользователей и землевладельцев одной области по вопросам владения и пользования землей на территории другой области разрешаются в обязательном административном порядке – областным исполнительным органом по месту нахождения участка, по которому возник спор (ст. 149 Кодекса о земле).

Порядок административного рассмотрения земельного спора установлен ст.ст. 154 – 156 КЗ. Он включает следующие стадии:

• подача заявления одной из сторон;

• подготовка материалов для рассмотрения земельного спора;

• рассмотрение спора с участием заинтересованных сторон;

• принятие решения (вынесение решения);

При рассмотрении земельных споров в исполнительных органах обязательное участие принимают органы по земельным ресурсам и землеустройству на стадии подготовки материалов, необходимых для разрешения земельных споров и исполнения по ним решений.

Решение, вынесенное по земельному спору исполнительным органом, может быть обжаловано заинтересованными сторонами в установленном законодательством РБ порядке.

На основании Кодекса о земле все земельные споры, разрешаемые в судебном порядке, можно условно разделить на две группы.

Первую образуют споры, подведомственные только суду. Ко второй относятся споры, которые вправе разрешить и соответствующий исполнительный и распорядительный орган, и суд. Их можно обозначить как споры, составляющие альтернативную судебную подведомственность.

Исключительную судебную подведомственность образуют споры: связанные с правом собственности на землю;

связанные с возмещением убытков и определением их размеров, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землепользователей ухудшением качества земель в результате деятельности юридических и физических лиц;

между наследниками в случае смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также между наследниками и другими гражданами Республики Беларусь по поводу преимущественного права на дальнейшее ведение крестьянского (фермерского) хозяйства;

между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком.

Выбор органа по разрешению споров второй группы принадлежит заинтересованной стороне (участнику спора). Обращение за защитой в суд не может связываться с требованием о предварительном соблюдении досудебного порядка разрешении спора. Землепользователь, землевладелец или собственник земли могут обращаться за защитой нарушенных прав непосредственно в суд, что является одной из важных гарантий защиты прав граждан, владеющих землей на праве собственности, пожизненно наследуемого владения или землепользования.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в своем постановлении от 25. 09. 1997 г. № 11 «О некоторых вопросах применения земельного законодательства» с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 25. 03. 1999 г. № 4, разъяснил, что дела по спорам из земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Неподведомственны общим судам земельные споры, обеими сторонами в которых являются юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, а также жалобы названных лиц на решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов.

Все такие земельные споры можно разделить на несколько групп:

• споры граждан между собой и юридическими лицами;

• земельные споры граждан, связанные с жалобами на решения органов государства, администрации предприятий и организаций по земельным делам;

• споры о преимущественном праве наследования земельного участка или сохранения права пользования им в установленных законодательством случаях.

Самостоятельную группу составляют имущественные споры землевладельцев и землепользователей. Например, споры между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком. Частью 2 ст. 157 Кодекса о земле установлено, что порядок владения частью земельного участка определяется с учетом долей строения, принадлежащих гражданам, с соблюдением необходимых требований.

Порядок владения землей определяется с учетом заключения судебностроительной (судебно-землеустроительной) экспертизы. Выводы экспертов подлежат тщательной проверке судом с учетом доводов сторон и других доказательств по делу.

Изменение долей дома в результате пристройки, надстройки, перестройки одним из собственников дома не является основанием для изменения размера земельного участка.

В исключительных случаях, когда возведенная с соблюдением установленных норм и зарегистрированная в установленном порядке пристройка создает препятствия другому собственнику в пользовании земельным участком, суд вправе по иску последнего изменить порядок пользования им, не меняя при этом размер участка истца. Участок владельца пристройки в этом случае может быть уменьшен в результате устройства необходимых проходов, проездов, общих дворов, устраняющих созданные в результате возведения пристройки препятствия в пользовании участком.

Иски о разделе, порядке владения земельными участками в садоводческих товариществах также подведомственны общим судам.

Вторую группу судебных споров с участием граждан составляют: жалобы граждан на решения и действия местных органов, отказ местного органа в предоставлении земельного участка, отказ администрации субъекта хозяйствования в предоставлении земель; дела по жалобам на отказ в выдаче и регистрации Государственного акта, решения местных органов о прекращении права собственности на землю, аренды земли, пользования земельным участком; обжалование решений местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд и иные решения местных органов власти и управления по земельным вопросам, которыми ущемляются права и охраняемые законом интересы собственника, землевладельца, землепользователя.

Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, включая снос строений, производится за счет юридических лиц независимо от форм собственности и физических лиц, включая иностранных, самовольно занявших земельные участки.

Возврат самовольно занятого земельного участка производится по решению сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа или суда.

Юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.

Земельные споры

В судебной практике земельные споры являются одним из наиболее актуальных вопросов. Какие виды споров по земельным участкам могут возникнуть, кто может стать участником спора, а также, какие нормы земельного законодательства регулируют данные вопросы? Об этом читайте в нижеприведенной статье.

Земельные споры представляют собой неурегулированные конфликты, в ходе которых происходит доказывание прав на земельный надел с соблюдением всех законодательных норм и правил. Сторонами в земельных спорах могут выступать собственники и пользователи надела, юридические и физические лица, нарушившие права и законные интересы собственника, органы власти и управления, принявшие решение, ущемляющее права заинтересованных лиц. В качестве предмета спора прямо либо косвенно выступает непосредственно земельный надел. Разрешение земельных споров регулируется нормами Арбитражно-процессуального кодекса, Гражданского кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса и п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ, Федерального закона № 74-ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» от 11 июня 2003 г. В юрисдикции существуют следующие виды земельных споров:

  • земельно-имущественные споры, связанные с возмещением убытков и вреда, нанесенных вследствие нарушения земельных прав;
  • имущественные споры, которые возникли из земельных отношений (в частности, по поводу пользования и распоряжения землей);
  • земельные споры, возникающие вследствие нарушения или оспаривания прав физических или юридических лиц на землю, в том числе право владения, пользования и распоряжения земельным наделом (отказ в предоставлении земельного участка, ограничения прав на землю, изъятие земли, нарушение границ землепользования).

По содержанию разногласий относительно вопросов по реализации субъективных прав и исполнения обязанностей всех участников земельных отношений, споры по земельным участкам делятся на:

  1. споры о признании права на земельный надел;
  2. споры о прекращении или изменении земельных правоотношений;
  3. споры о присуждении исполнения конкретного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений.

Кроме того, земельные споры подразделяются в зависимости от порядка рассмотрения дела:

  1. споры, которые рассматриваются с обязательным соблюдением досудебного порядка урегулирования конфликта;
  2. споры, которые рассматриваются непосредственно в судебных органах;
  3. споры, рассматриваемые в третейском суде.

Конфликтные ситуации в земельных правоотношениях могут возникать по самым разным причинам. Рассмотрим некоторые из них.

  • Предоставление земельного надела.

Земельный спор, возникающий вследствие нарушения правил передачи территории. К примеру, если земельный надел, предоставленный для строительства объектов, может нарушить интересы граждан в области экологии, процедура передачи земли может быть осуществлена только в ходе публичных слушаний, и в случае необходимости решение может быть оспорено. Также спор о предоставлении земельного надела может возникнуть при неточном межевании участка, вследствие чего лицо, владеющее наделом, может лишить его части в пользу другого собственника. В судебной практике нередки случаи, когда незаконно изымается часть надела, принадлежащего другому субъекту, посредством самовольного передвижения ограждения. Также причиной для подачи в суд искового заявления по земельным спорам может стать незаконное перекрытие прохода на территории общего пользования.

Вмешательство в хозяйственную деятельность владельца земельного надела. В соответствии с земельным законодательством, владелец надела имеет право на самостоятельное обслуживания участка, и любые вмешательства третьих лиц (например, строительство сооружений на соседнем участке, препятствующего нормальному росту и развитию насаждений), вполне может стать поводом для подачи заявления в суд. Также к данной категории споров относится формирование другими лицами препятствий для нормальной реализации правомочий по пользованию, владению, распоряжению наделом. К примеру, вредные фабричные выбросы, распространяющиеся в воздухе недалеко от садоводческого общества и негативно отражающиеся на экологической чистоте выращивания сельскохозяйственных культур. Каждый участник общества вправе обратиться к руководству производственной фабрики с требованиями о прекращении выброса вредных веществ.

  • Изъятие земельного надела администрацией.

Незаконное отчуждение земельного надела. В случае, если районная администрация принимает решение об изъятии участка ввиду его нерационального использования, арендатору необходимо представить доказательную базу о том, что данные действия являются неправомерными, поскольку все работы, проводимые с целью повысить и улучшить урожайность, были выполнены своевременно с соблюдением всех законодательных норм. Досрочное прекращение договора аренды вследствие нарушения условий соглашения. В данном случае в суде арендатору придется доказывать соответствие/несоответствие ведения хозяйственной деятельности всем пунктам договора. Разрешение земельных споров осуществляется несколькими способами:

  • Вынесение постановлений по жалобам на действия или бездействия должностных лиц государственных и муниципальных услуг.
  • В порядке судопроизводства. В данном случае применяются общие процессуальные правила, единые для рассмотрения любых земельных споров.

Обращение в суд может быть предоставлено в двух формах:

  • в виде письменного заявления действия/бездействия уполномоченных органов (лиц);
  • в виде искового заявления по земельным спорам (для остальных случаев).

Важно! Обращения в виде искового заявления облагаются уплатой госпошлины, размер которой определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Квитанция об уплате прилагается вместе с заявлением.

Порядок обращения граждан за разрешением спора по земельным участкам

Лица, в отношении которых были нарушены права и законные интересы в области земельного законодательства, вправе представить исковое заявление в следующие органы:

  1. Суд общей юрисдикции, где рассматриваются любые гражданско-правовые споры.
  2. Арбитражный суд, где рассматриваются земельные споры, участниками которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
  3. Третейский суд, где рассматриваются земельные споры по взаимному согласию всех участников конфликта.
  4. Конституционный суд, который устанавливает соответствие принятых нормативных актов положениям Основного закона.

Земельные споры: судебное разбирательство

В ходе судебного заседания суд выясняет все обстоятельства конфликта, рассматривает представленные доказательства и обоснования позиции заявителя и ответчика. В случае необходимости судом назначается экспертиза, все стороны вправе представить ходатайства о приглашении на рассмотрение дела о земельном споре третьих лиц. Судебное решение, в том числе о возмещении ущерба, принимается судом по результатам рассмотрения всех материалов дела. Постановление выносится в письменной форме с обоснованностью и правомерностью принятого решения. В случае несогласия решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение 15 дней с момента получения на руки документа участниками конфликта.

Разрешение земельных споров

Эффективное разрешение земельных споров, опытные земельные юристы, судебные практики — юридические консультации и защита ваших прав в суде.

Земельные споры считаются одними из самых сложных — ввиду особой специфики российского законодательства в этой области. ЗК РФ подвергся серьезным изменениям за последние двадцать лет, чтобы стать более актуальным современным потребностям общества. Однако многие его нормы все еще остаются сильно запутанными, даже для узких специалистов в этой сфере права.

Поэтому готовых ответов для типовых случаев разбирательств практически нет. Каждую отдельную ситуацию специалистам необходимо рассматривать отдельно, с учетом уникальных исходных данных. Вот почему искать подсказки в Интернете по разрешению земельных споров настолько не эффективно, и более практично будет сразу же обратиться за помощью к давно практикующему именно в этой области права юристу по земельным вопросам Законного Права.

Уже на предварительной консультации опытный профессионал сможет понять — по какому сценарию скорей всего будет развиваться проблема и какие способы ее разрешения существуют на данный момент. Попытка самостоятельно собрать документы , пообщаться с представителями ответственных инстанций, мирно договориться с противной стороной обычно не просто ни к чему толковому не приводят, а еще больше усложняют изначальную проблему. Своевременное подключение земельного юриста максимально облегчит вам достижение желаемого результата.

Адвокат Ирина Леонидовна Урадовских, юрист по земле

Ведущий адвокат по гражданским делам

Адвокат по гражданским делам

Консультации, защита в суде

Ирина Леонидовна Урадовских – адвокат по таким делам, как земельные споры, споры по недвижимости, споры с застройщиками, медицинские споры, дела по банкротству, дела по разделу имущества, споры по детям, все виды жилищных споров.

Специфика разрешения земельных споров

Многие земельные вопросы невозможно урегулировать без должного комплекта соответствующей документации. Если у вас на руках нет всех правоустанавливающих и сопутствующих бумаг, вы очень легко можете потерять свой земельный участок. То же самое относится и к ошибкам в тексте документов. В первую очередь вам будет необходимо их официально исправить, иначе они могут стать “лазейкой” для противной стороны.

Еще одной особенностью разрешения земельных споров является то, что чаще всего они разрешаются именно в судебном порядке, так как стороны конфликта не могут нормально договориться между собой. И проще подать иск, чтобы судебная инстанция сама приняла решение.

Кроме того, в земельных конфликтах часто ключевую роль играет мнение приглашенных со стороны экспертов, например, при повторной процедуре межевания земли с целью выяснить истинные границы участка.

Со всеми этими особенностями простому гражданину будет крайне сложно сразу принять правильное решение даже в вопросе оформления документов на земельный участок. Поэтому профессиональная поддержка юриста Законного Права на каждом этапе столь важна.

Виды земельных споров

Земельный конфликт с другим сособственником или соседом может возникнуть совершенно на любом этапе вашего владения данным видом недвижимости, а в некоторых ситуациях даже до того, как вы официально станете владельцем земли .

Вам немедленно стоит обратиться к земельному адвокату , если:

  • – На вас подали в суд или предъявили претензии в официальной форме по поводу нарушения границ чужого участка (или же вы сами хотите выдвинуть подобные обвинения);
  • – Вам предстоит разделение совместно нажитого имущества после развода (и в его списке есть земельный участок);
  • – У вас возникли сложности при вступлении в наследство и вам отказываются по какой-то причине передать вашу часть земли;
  • – Вы не знаете, как пройти процедуру “дачной амнистии”;
  • – Вам необходимо провести процедуру межевания участка;
  • – Вы приобрели землю, на которой оказалось незарегистрированное строение ;
  • – Вас обманули при заключении сделки купли-продажи и теперь противная сторона пытается отсудить у вас недвижимость, которую вы честно приобрели;
  • – Вы хотите восстановить утерянные документы на земельный участок или внести в них серьезные коррективы;
  • – Вас по какой-то иной причине хотят лишить ваших прав собственности на участок;
  • – У вас возник конфликт с другим сособственником при попытке продать, подарить или разделить участок ;
  • – Вы не знаете, как правильно принять землю в дар или передать ее по соответствующему договору.

Помощь юриста при разрешении земельных споров

Опытный адвокат поможет вам пройти через все необходимые этапы конфликта с минимальными потерями при разрешении земельных споров.

Толковый земельный юрист сможет быстро собрать и составить все сопутствующие делу документы, выстроить адекватную стратегию решения земельного вопроса мирным — путем через переговоры с другой стороной или же в судебном порядке.

В случае судебного разбирательства компетентный юрист Законного Права не только подготовит все обязательные для этого бумаги, но и профессионально сможет представить ваши интересы на самих прениях. Впоследствии он сможет проследить за скорейшим исполнением судебного решения.

Важно! Даже если вы уже проиграли земельный спор и суд вынес вердикт не в вашу пользу, его всегда можно обжаловать, если на вашей стороне действительно опытный специалист.

Источники:
http://advokat-malov.ru/podgotovka-proekta-stroitelstva/razreshenie-zemelnyh-sporov.html
http://www.syl.ru/article/219312/new_zemelnyie-sporyi-s-sosedyami-razreshenie-zemelnyih-sporov
http://lawbook.online/pravo-belarus-zemelnoe/razreshenie-zemelnyih-sporov-61411.html
http://pravovedus.ru/practical-law/land/zemelnyie-sporyi/
http://zakonnoepravo.ru/zemla-razreschenie-sporov.html
http://uropora.ru/zemlya/chto-znachit-uchtennyj-status-zemelnogo-uchastka.html

Ссылка на основную публикацию