Земли лесного фонда

Земли лесного фонда и их использование

Земельные ресурсы Российской Федерации по видам использования делятся на семь категорий. Преобладают леса, которые составляют 65% от площади территории государства.

Определение

Земли лесного фонда – природный хозяйственный объект собственности федерального значения. Это леса и участки, предназначенные для лесной промышленности. Исключение составляют массивы городских поселений и территории, которыми распоряжается Министерство обороны РФ.

К землям лесного фонда (ЛФ) не относятся:

  • наделы сельскохозяйственного назначения;
  • насаждения кустарниковой растительности;
  • участки водного фонда.

Подробный список массивов ЛФ регламентирован положениями статьи №23 Лесного кодекса РФ.

Какие земли относятся к лесному фонду

Существует три категории территорий лесного фонда. Состав земель первой из них:

  • берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
  • участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
  • природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
  • находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
  • площади для восстановления лесов;
  • территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.

Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.

Земли третьего типа — это региональные массивы, имеющие эксплуатационное значение. Они делятся на два вида:

ВАЖНО! Границы земель ЛФ определяются по специальным межевым знакам или по картографическим материалам. Их исключение или присоединение происходит в соответствии с действующими законами Лесного и Земельного кодексов.

Виды разрешенного использования

Все территории, входящие в состав фонда, являются собственностью государства или субъектов РФ. Однако действующий правовой режим не запрещает гражданам пользоваться ими. Разрешены собирательство ягод, грибов, в некоторых регионах – охота на диких животных, сбор валежника.

Физические лица могут взять земельный участок лесного фонда в аренду. При этом они обязаны соблюдать условия договора временного владения. Арендаторы должны:

  • рационально, непрерывно пользоваться арендуемым объектом;
  • обеспечивать сохранность участка, следить за экологией окружающей среды;
  • соблюдать правила, нормы лесопользования;
  • поддерживать биологическое многообразие видов;
  • сохранять и защищать объекты природного, культурного наследия, расположенные на арендуемом участке.

Лесной кодекс регламентирует следующие виды использования участков (ресурсов) фонда:

  • заготовка древесины;
  • елей к Новому году;
  • древесных продуктов (коры, бересты, листьев);
  • сенокос;
  • создание пасек;
  • выпас скота;
  • устройство различных мероприятий, не противоречащих действующим законам.

ВАЖНО! Арендаторам государственных зон разрешается по согласованию строить на объектах вспомогательные здания и сооружения.

Можно ли оформить в собственность

По общим правилам зарегистрировать земли лесного фонда в собственность нельзя. Однако физические и юридические лица могут ходатайствовать о смене категории территории и тем самым получить право на ее приобретение.

Разрешение на изменение ВРИ (вид разрешенного использования) выдается на трех уровнях:

ВАЖНО! Процедура изменения ВРИ участка, принадлежащего лесному фонду, длится долго. Поэтому, чтобы пользоваться, заключают арендное соглашение по интересующему объекту.

Как перевести землю лесного фонда в другую категорию

Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:

  • изменение назначения участка в устроительной документации;
  • увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
  • по решению экологической экспертной группы;
  • невозможность использования территории по основному назначению;
  • прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.
  1. Получить сведения из ЕГРН.
  2. Составить заявление.
  3. Собрать документы.
  4. Получить решение.

Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:

  • правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
  • отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.
  • паспорт (для физических лиц);
  • заявление;
  • выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
  • решение экологической экспертной группы (если требуется);
  • выписка о характеристиках территории из Росреестра;
  • расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.

Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:

  • наименование учреждения, в которое подается обращение;
  • персональные данные заявителя;
  • выписка из кадастрового реестра;
  • текущая категория надела;
  • в какой ВРИ переоформляется;
  • подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.

Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.


Земли лесного фонда

Земли лесного фонда – это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности.

Земли лесного фонда, вопреки расхожему мнению, – это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности. Находятся земли лесного фонда под юрисдикцией, как Земельного кодекса, так и Лесного кодекса РФ.

Состав и правовое положение земель лесного фонда

Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.

Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.

Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.

В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.

Собственность на лесные земельные участки

Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель. Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.

Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • собственность субъектов федерации.

Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221.

Перевод участков из лесной категории

Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:

  • ходатайство;
  • акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
  • решение от уполномоченного органа власти;
  • справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
  • выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
  • проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
  • результаты экспертизы, если таковая была проведена.

В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.

Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.

Осуществление деятельности по туризму и отдыху граждан

Целевое назначение земель лесного фонда подразумевает использование земельных участков для осуществления деятельности по организации туризма, отдыха и культурно-спортивных мероприятий для граждан. В описанном случае перевод земельных участков из одной категории в другую не требуется. Это прописано в статье 41 Лесного кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 41 ЛК РФ на земельных лесных участках возможно строительство или возведение зданий и сооружений, носящих временных характер, их благоустройство и использования в рекреационных целях.

При этом на время использования на земельный участок оформляется или договор аренды, или договор срочного/бессрочного пользования. Выступать одной из сторон такого договора может как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Физические лица этим правом не наделены, поскольку не могут осуществлять рекреационную деятельность, а только лишь быть ее участником (не организатором).

Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения

Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
  • возмещение ущерба.

Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.

Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.

Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.

При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам. Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).

Земли лесного фонда – общая информация

Вопросы использования земель лесного фонда регулируются ст. 101 ЗК РФ и Лесным кодексом РФ. Расскажем в статье, какие участки относятся к этой категории, как они оформляются в частное пользование и можно ли оформить право собственности на земли лесного фонда.

Какие участки относятся к лесному фонду?

К землям лесного фонда относятся не только участки, покрытые растительными элементами. В эту категорию также входят территории, предназначенные для целей восстановления лесного хозяйства (пустыри, вырубленные территории, гари), а также болотистые местности. Помимо этого, в лесной фонд входят участки, требуемые для нужд хозяйствующего субъекта – дороги, просеки и т.д.

Законодательно выделяют три категории участков лесного фонда. В первую категорию, имеющую защитное предназначение, входят:

  • берега водоемов, защищенные государством лесные полосы, противоэрозийные лесные массивы, ленточные боры;
  • полосы леса вдоль линий ж/д, автомобильных трасс;
  • леса, расположенные в пустынях, степях и других малолесных территориях;
  • природные памятники, национальные парки и заповедники;
  • леса, находящиеся в санитарных курортных и водоохранных зонах;
  • наиболее ценные лесные массивы.

Леса второй категории располагаются в регионах, для которых характерна высокая плотность населения и развитая транспортная сеть. Сюда же относят растительность в зонах, где выявлена нехватка ресурсов, а леса имеют эксплуатационное, оздоровительное или защитное значение.

Третья категория включает в себя лесные массивы в зонах, признанных многолесными регионами. Эти лесные ресурсы подразделяются на те, что уже освоены и те, что находятся в резерве.

Границы земель лесного фонда выделяются специальными знаками. Территории могут быть изъяты или включены в лесной фонд только в порядке, предусмотренном законодательно.

Правовой режим использования земель лесного фонда

Собственником земель лесного фонда является государство или субъекты РФ. Однако граждане вправе использовать лес в собственных нуждах, если это не противоречит законодательным актам. К примеру, разрешается сбор грибов, ягод, орехов и лекарственных трав, а в некоторых зонах допускается охота на диких животных.

Физические лица и организации могут взять лес в аренду, заключив договор с властями. Пользователи обязаны соблюдать условия принятого соглашения, а также правила использования природных ресурсов:

  • обеспечение рационального и непрерывного использования леса и его продуктов;
  • обеспечение сохранности и усиления функций леса с целью здравоохранения и улучшения окружающей среды;
  • соблюдение надлежащего лесопользования на основе грамотной технической политики;
  • улучшение породного состава и качества лесного покрова, повышение его продуктивности;
  • обеспечение охраны и защиты леса;
  • рациональное использование лесных богатств;
  • сохранение биологического многообразия;
  • сохранение объектов природного и историко-культурного наследия.

Арендаторы обязаны проводить восстановительные мероприятия, когда это необходимо. Занятие неразрешенными видами деятельности на территориях лесного фонда недопустимо.

Законом разрешаются следующие виды деятельности частных лиц и организаций:

  • заготовка древесины;
  • вырубка ели к Новому году;
  • заготовка коры, бересты, живицы, листьев, камыша;
  • сенокошение;
  • обустройство пасеки;
  • выпас скота;
  • организация мероприятий культурно-оздоровительного, спортивного, научно-исследовательского, туристического или иного характера.

Арендатора вправе возводить на землях лесного фонда вспомогательные сооружения и постройки.

Можно ли оформить земли лесного фонда в собственность?

Единственно возможный способ оформления лесного участка в собственность с точки зрения закона – изменение категории земли. И стоит сказать, что, когда вопрос касается леса, это очень непростая процедура.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно – попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7( 812) 317-67-20 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Разрешение на смену категории для последующего переоформления в собственность выдается на трех уровнях – местном, субъекта РФ и федеральном. Обращаться следует в Департамент лесного хозяйства, если территория разграничена, и в Правительство РФ, если границы не обозначены.

Процедура требует сбора внушительного пакета документов. Все они должны быть безупречны с юридической точки зрения. Решения о переводе принимаются не сразу – часто процесс затягивается на несколько лет. Гораздо проще оформить такую землю в аренду.

Перевод земель из лесного фонда в другую категорию

Есть несколько обстоятельств, на основании которых возможен перевод:

  1. Изменение предназначения территории в лесоустроительных документах.
  2. Корректировка границ населенного пункта.
  3. Наличие соответствующего заключения экологической экспертизы.
  4. Невозможность эксплуатации участка по его прямому назначению.
  5. Прекращение нужды в обеспечении потребностей лесного хозяйства.

В других обстоятельствах изменение категории земли не допускается.

Чтобы осуществить перевод необходимо подать ходатайство в уполномоченный орган. Сделать это может любое заинтересованное лицо.

В заявлении указываются следующие данные:

  • кадастровый номер участка;
  • категория, к которой земля принадлежит в настоящее время;
  • желаемая категория;
  • обоснование причины перевода.

К оформленному ходатайству прикладываются документы:

  • выписка из ЕГРН;
  • общегражданский паспорт/выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • заключение экологической экспертизы (если этого требует закон);
  • расчетные данные о потерях лесного хозяйства.

Заявление с пакетом документов направляется в уполномоченный отдел муниципалитета или другой орган. В случае отказа в рассмотрении по причине несоответствия документов установленным требованиям, заявитель будет уведомлен об этом в течение 30 дней. Если бумаги приняты к рассмотрению, то о результате будет известно по истечению трех месяцев.

Когда принимается решение по заявлению, уполномоченный орган направляет акт. В этом документе указываются данные о земельном участке, а также вынесенный вердикт. В случае, если смена категории разрешена, заявитель может подавать документы в муниципалитет об оформлении интересующего его участка в собственность.

Аренда земель лесного фонда

В любом случае арендовать землю лесного фонда значительно проще, чем изменить ее категорию для оформления в собственность. Тем более, что период пользования может достигать 49 лет.

Конечно, можно оформить землю лесного фонда в аренду и на более краткосрочный период. Но чаще всего это нецелесообразно. Особенно, если на участке планируется вести коммерческую деятельность.

Чтобы получить участок в аренду от государств необходимо подать соответствующее заявление в муниципалитет. Как правило, после этого будет объявлен конкурс, в котором побеждает претендент, предложивший максимальную сумму за пользование участком.

Избежать аукциона не удастся. Это возможно в исключительных случаях. К примеру, если у вас на этом участке земли есть узаконенные постройки.

Аренда оформляется договором. Следует внимательно изучить документ, так как именно на его основании складываются отношения землепользователя и собственника. Лучше всего привлечь к заключению договора профессионального юриста.

Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне, и получите квалифицированный ответ юриста в короткие сроки.

Теперь вы знаете, каков правовой режим использования земель лесного фонда. Оформить такие участки в собственность практически невозможно, но чаще всего это и ни к чему – для ведения деятельности и извлечения пользы достаточно владеть землей на правах аренды.

Земли лесного фонда: состав и разрешенное использование

Лесной участок – земельный участок, расположенный в границах лесничеств/лесопарков и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного Кодекса.

Законодательство о лесном фонде

Земли лесного фонда – это особая категория земель, которая регулируется Лесным кодексом и Земельным кодексом.

К лесному фонду относятся участки, покрытые кустарниковой, древесной и травянистой или не покрытые лесной растительностью (но предназначенные для восстановления леса в перспективе), а также используемые для ведения лесного хозяйства участки и размещенные в пределах лесного фонда.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В состав лесного фонда входят участки из нелесного и лесного массива. К нему относят участки без растительности, в частности:

  • с вырубкой – на которых остались пни;
  • с молодым лесом;
  • со сгоревшими и погибшими деревьями;
  • с прогалинами и свободные от лесного массива;
  • с рединами: обособленными деревьями.

Они обозначаются на картах спецзнаками.

Права на участки

Лесным фондом России согласно Конституции совместно владеет РФ и субъекты федерации. Если лесной участок расположен на территориях оборонного значения, то владельцем может быть только федерация.

Земли лесного фонда запрещается использовать в свободном обороте: в отношении них не допускается заключение договоров купли-продажи и они не могут являться предметом залога.

При этом законодательство допускает передачу таких земель в пользование физических и юридических лиц по договорам:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • аренды;
  • бесплатного пользования;
  • концессии;
  • пользования непродолжительного характера.

Ограничивать доступ к лесным участкам гражданам могут только при возникновении жизнеугрожающих ситуаций: например, при лесном пожаре и при угрозе экологической безопасности.

ВРИ у данных земель

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Амнистия лесных участков

В июле 2017 года Госдумой был принят в окончательном чтении законопроект, получивший название Лесной амнистии.

Данный закон должен решить острую проблему незаконности построек на спорных территориях.

Что понимают законодатели под «спорными территориями»?

В настоящее время ЕГРН и Лесной реестр содержат множество пересечений. Согласно первому реестру данная земля относится к участкам, на которых разрешается строительство жилья и перевод их в частную собственность. Тогда как Лесной реестр не допускает подобного использования земли, входящей в его состав.

В чем суть Лесной амнистии?

Она предполагает, что все спорные ситуации стоит трактовать в пользу ЕГРН. Это значит, что все случаи использования земель из лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, объявляются с этого года законными.

У лесной амнистии есть немало преимуществ. Наконец-то, она позволит разрешить длительные судебные процессы по определению категорий земельных участков. Также закон решит проблему тысяч россиян, которым по ошибке кадастровых инженеров были выделены участки под дачное строительство из земель лесного фонда. В результате у них возникли сложности с узакониванием построек. Амнистия позволит таким гражданам закрепить права собственности за собой.

У принятия закона о лесной амнистии было немало противников. Они опасаются того, что приоритет ЕГРН приведет к массовому выводу земель из лесного фонда, уничтожению огромного массива российского леса. Предполагается, что лесная амнистия приведет к массовой застройке в лесах в районах крупных городов.

Так, по оценкам экологов лесной фонд может сократиться на 1,7-4 га, что имеет весьма негативные экологические последствия.

Закон также уравнивает в правах тех, кто невольно стал владельцем участка в лесном фонде и захвативших эту землю преступным путем в результате использования мошеннических схем.

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов

Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.

Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Кто может заявить о переводе земель?

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.

Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).

Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.

Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:

  1. Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  2. Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  3. Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  4. По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.

В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Классификация земель

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Земли лесного и водного фонда, земли запаса

Содержание статьи:

Земли лесного фонда

Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся территории, которые используются для ведения лесного хозяйства.

Также в данную категорию наделов включены:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Площади, на которых имеется лесная растительность – кустарниковая, древесная, травянистая.
  2. Земли, где леса отсутствуют, но предназначенные для ведения лесохозяйства:
    • вырубленные площади – места, где остались только пни;
    • гари и погибшие леса – испорченные вредителями или сгоревшие;
    • прогалины – участки без насаждений не менее 0,5 га;
    • земли с несомкнувшимися кронами деревьев;
    • редины – отдельные насаждения третьего класса, диаметром не менее 0,3 м.
  3. Нелесные территории – дороги, болота, просеки.

Земли лесного фонда состоят в распоряжении государства и регионов. Все сделки, направленные на выделение площадей лесного фонда в частное владение запрещены. Допускается передача массивов во временное пользование гражданам и компаниям в рамках арендного соглашения на короткий либо длительный срок. Данные правоотношения регулируются земельным, лесным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.

Земли водного фонда

В статье 102 Земельного кодекса РФ дается определение и состав земель водного фонда. Земли водного фонда – это территории, на которых расположены охранные пункты, полосы отвода, места водозабора, а также гидротехнические комплексы и строения водного хозяйства.

Все вопросы, связанные с эксплуатацией таких земель, контролируются водным, земельным и частично гражданским кодексами РФ. Пользование указанными территориями регулируется и другими федеральными законами, подзаконными и ведомственными актами.

К землям водного фонда относятся:

  • территории, покрытые водой, сосредоточенной в пределах одного объекта (водостоки, водохранилища, ледники);
  • площади, где расположены гидротехнические комплексы;

Понятие и состав данной категории земель подразумевает возможность включения в эту группу и непроточных водоемов искусственного происхождения, не связанных с другими водными объектами. Существенным условием для отнесения земель к данной категории, является то, что территории должны быть покрыты водой длительную часть времени. Соответственно, земли, затопляемые половодьем, в указанную группу не входят.

Согласно закону данные территории не могут участвовать в образовании новых земельных участков, а, следовательно, и передаваться в собственность.

При необходимости устройства на территориях специальных объектов – водохранилищ или искусственных водоемов, выполняется резервирование земель уполномоченными органами.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Что касается эксплуатации подобных территорий, то они могут быть использованы для:

  • удовлетворения питьевых потребностей населения;
  • в оздоровительных и бытовых целях;
  • для возведения специальных объектов – транспортных, промышленных, рыбохозяйственных;
  • осуществления водозабора воды или сброса сточных вод;
  • использования в качестве транспортных путей;
  • осуществления рекреационной деятельности, а также для отдыха туристической направленности.

В отношении данных земель устанавливается санитарная зона, а участки, принадлежащие гражданам и частным компаниям, остаются в собственности указанных лиц, но продолжают эксплуатироваться в особом порядке.

Земли запаса

Территории, находящиеся в госсобственности, а также в распоряжении муниципалитета и не переданные населению или организациями (кроме земель из фонда перераспределения) относятся к землям запаса.

Данное понятие раскрывается в ст. 103 ЗК РФ. Земли запаса могут включать в себя наделы, состоящие в распоряжении государства и муниципалитета. Также в эту категорию входят земли различных целевых назначений.

Эксплуатация подобных земель возможна лишь после перевода их в другую категорию. Исключением являются случаи, когда земли запаса являются охотничьими угодьями или площадями для недропользования.

Данные территории используются для следующих целей:

  • кратковременные проекты (например, по землеустройству);
  • создание целевого земельного фонда, строительство или предоставление различным сообществам в пользование;
  • дальнейшее выделение гражданам в связи с расселением беженцев или вынужденных переселенцев;
  • передача в пользование фермерских хозяйств или кооперативов для устройства ЛПХ.

Заключение

В завершение статьи можно сделать несколько выводов:

  1. Территории, покрытые лесом, кустарниковыми или травяными растениями являются землями лесного фонда.
  2. Площади, на которых располагаются гидротехнические комплексы, а также территории, длительное время покрытые водой, считаются землями водного фонда.
  3. Земли запаса представляют собой участки, состоящие в распоряжении государства или муниципалитета и не переданные в пользование населению или организациям.
  4. В отношении каждой группы зон может быть установлена специальная санитарная зона и определен специальный порядок эксплуатации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям лесного и водного фонда, землям запаса

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Иван Андреевич. Мой дом находится в лесистой местности, на берегу озера. Построил я его более десяти лет назад на массиве, купленном и официально оформленном мной в личную собственность.

Сейчас в отношении территории установлена санитарная зона.

Подскажите, мой дом теперь изымут и я не смогу больше им пользоваться или есть другой вариант?

Ответ: Здравствуйте, Иван Андреевич, в статьях 101-102 ЗК РФ указаны условия, согласно которым в отношении земель лесного и водного фондов устанавливаются особые санитарные зоны. Частные территории, располагающиеся в пределах данных угодий, остаются в распоряжении собственника, но в отношении них будет установлен особый порядок землепользования.

Иными словами, ваш надел изъят не будет, однако, вы сможете им пользоваться только в рамках закона, таким образом, чтобы не нанести вред окружающей среде.

Земли лесного фонда

Больше половины территории Российской Федерации, а именно 59%, занимают леса. Это и обуславливает значение лесного фонда для страны. Общая площадь лесных угодий составляет 839 миллионов гектар. Правовой режим территорий лесного фонда практически полностью зависит от правового режима лесов, расположенных на данной территории.

В соответствии с третьей статьей Земельного кодекса РФ в процессах по охране вод и лесов применяют лесное и водное законодательство, соответственно. В земельных отношениях данный вид законодательства может применяться только в тех ситуациях, когда вопрос не урегулирован ни одним другим правовым актом.

Лесной кодекс РФ – это базовый акт лесного законодательства. Основанный на конституционных нормах, он устанавливает и регулирует правовые нормы охраны, рационального использования, воспроизводства и защиты лесов, стимулирования экологического и ресурсного потенциала.

Исходя из статьи 129 Гражданского кодекса РФ, природные ресурсы можно передавать от одного владельца к другому любым способом из предусмотренных в законодательстве или даже отчуждаться. Объектами лесного пользования является лесной фонд – право пользоваться им, а также леса, не входящие в него, участки, древесно-кустарниковая растительность. То есть, это все леса, кроме тех, что расположены на территории военных баз или на землях населенных пунктов, а также земли фонда без древесной растительности. Земли лесного фонда состоят как из лесных, так и не лесных территорий.

Понятие лесного фонда и его типы

Лесные земли – это такие территории, которые покрыты лесной растительностью или же не покрыты ею, но предназначенные для восстановления лесного хозяйства – гари, вырубки, пустыри. Нелесные земли – территории, отведенные под нужды лесного хозяйства – просеки, сельские угодья, дороги – а также другие земли лесного фонда: неудобья, болота.

Согласно законодательству, выделяют леса первой, второй и третьей категории. На таких участках лесопользования могут быть выделены особые земли – берего- и почвозащитные участки вблизи водоемов, оврагов, склонов, опушек лесов и на границах с безлесными территориями, где обитают редкие и находящиеся под угрозой вымирания животные или растения.

Первую группу лесов составляют территории, главное назначение которых – выполнение защитных функций. В такую группу включены:

  • Береговые линии рек, водохранилищ, озер, запретные зоны нерестилищ ценных промысловых сортов рыб, государственно защищенные лесные полосы, противоэрозионные лесные массивы, ленточные боры.
  • Лесные полосы вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог областного, республиканского и федерального значения, леса, находящиеся в пустынях, полупустынях, степях, лесостепях; лесные массивы на малолесных территория, если они защищают окружающую среду.
  • Памятники природы, земли государственных природных заповедников, природных и национальных парков.
  • Леса 1 и 2 зон санитарной охраны курортов и источников водоснабжения.
  • Наиболее ценные леса, лесоплодовые насаждения.

Во вторую группу включены леса, расположенные в регионах с высокой плотностью населения, с развитой сетью транспортных путей, а также леса, выполняющие защитные и оздоровительные функции, имеющие определенное эксплуатационное значение; леса в регионах, где испытывается нехватка ресурсов.

Третью группу лесов составляют лесные массивы многолесных регионов, имеющие эксплуатационное значение. Такие леса делят на резервные и освоенные.

Границы лесного фонда, согласно Лесному кодексу, определяются по отграничению иных земель от территории лесного фонда. Участки территорий лесного фонда должны быть выделены специальными опознавательными знаками или быть указанными в картографических материалах – лесных картах. Изъятие или включение земель в лесной фонд происходит только согласно действующему законодательству.

Кому принадлежат леса и что с ними можно делать?

Все земли лесного фонда находятся в собственности государства. Только на основании закона федерального уровня допускается передача некоторых территорий в пользование субъектов России. Каждый гражданин имеет право находиться на землях лесного фонда, охотиться (если это не нарушает закона), собирать грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения для собственных нужд.

Земли лесного фонда могут быть переданы физическим или юридическим лицам на следующих правах пользования:

  • Аренды;
  • Безвозмездного пользования;
  • Концессии;
  • Недлительного пользования.

Арендаторы должны всецело соблюдать условия договора, проводить лесовосстановительные мероприятия и соблюдать санитарно-гигиенические требования, им запрещается оставлять недорубы и заготовленную древесину на месте рубок после истечения срока вывозки

На арендованной территории лесного фонда разрешено заниматься следующим видом лесопользования:

  • Заготовка коры, бересты, живицы;
  • Заготовка древесины;
  • Вырубка новогодних елок;
  • Пастьба скота;
  • Сенокошение;
  • Размещение пасек и ульев;
  • Сбор опавших листьев и камыша;
  • Организация культурно-оздоровительных, спортивных и туристических мероприятий;
  • Проведение научно-исследовательских работ.

Обязанности леспользователей

Лесопользователи имеют право получать достоверную информацию об участках, которые передаются ему в аренду, осуществлять полный перечень разрешенных действий, установленный в договоре, возводить на территории лесного фонда сооружения и строения, которые указаны в документах и напрямую связаны с лесопользованием.

Учитывая тот факт, что лес – это земли, совокупность растительности и других компонентов окружающей среды, основные требования по использованию лесного фонда полностью совпадают с правилами лесопользования:

  1. Лесопользователь обязан обеспечивать непрерывное, многоцелевое и рациональное использование лесных продуктов для покрытия потребностей местной экономики и населения в древесине и других ресурсах.
  2. Обязан сохранять и усилять средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и защитные функции лесов с целью охраны здоровья населения, улучшения фона окружающей среды, развития местной экономики.
  3. Обеспечивать соблюдение надлежащего лесопользования на основе технической политики, применения передовых технологий.
  4. Улучшать породный состав и качество лесного покрова, повышать его продуктивность, охранять и защищать лес.
  5. Рационально использовать богатство лесного фонда.
  6. Сохранять биологическое многообразие, объекты историко-культурного наследия.

Возможные изменения статуса лесных территорий

Перевод территории из одной группы в другую осуществляется на основании материалов специальных обследований и лесоустройства. Проводится данная экспертиза по представлению федерального органа управления.

В настоящие время вопрос о переводе лесных территорий в группу нелесные доя использования, не связанного с лесным хозяйством, стоит наиболее остро. Каждый год больше десятка тысяч гектаров леса используется для строительства коммуникаций, дач, градостроительства – в особенности в Ленинградской и Московской областях.

Если перевод лесного хозяйства переводится в интересах граждан или юридического лица, должны быть взята плана, основанная на кадастровой оценке переводимого или изымаемого участка лесного массива. Данная плата направляется в лесное хозяйство для возмещения убытков. 28,07,1999 в Московской области был принят специальный закон «О плате за перевод лесных участков…».

На основании разрешения лесхоза на лесных участках возможно проведение строительных работ, прокладка коммуникаций, добыча полезных ископаемых и выполнение других работ, не переводя земли в другую группу. В таком разрешении должны быть указаны название работы, сроки, условия выполнения, требования к охране окружающей среды. Если для выполнения работ необходимо вырубать лес, лесхоз должен выписать лесорубочный билет. Строительство недвижимости и других не относящихся к недвижимости сооружений на этих участках возможно только при положительном заключении федеральной экологической экспертизы. Территория, на которой будет осуществляться строительство недвижимости, не может быть больше 10% общей площади лесного массива, предоставленного доя туристических, спортивных или культурно-оздоровительных целей.

Согласно Федеральному закону 21,11,2003 «Об изменениях и дополнениях в Лесной кодекс РФ» переход земель лесного фонда в другую категорию осуществляется только в случае невозможного их дальнейшего использования по назначению из-за утраты лесами полезных природных свойств, а также при необходимости обеспечения обороны и безопасности государства, нужд энергетики, сельского хозяйства, размещения объектов здравоохранения, культурного, социально-бытового, жилищно-коммунального назначения и в других установленных законодательством случаях.

Новым правовым институтом, закрепленным в законодательстве Российской Федерации, предоставляет гражданам широкий спектр полномочий в области земельных отношений, является древесно-кустарниковая растительность. Такой тип растительности не входит в состав лесного фонда, однако является объектом лесных отношений. Древесно-кустарниковую растительность можно встретить на:

  • Землях транспортных путей (на отводах железнодорожных магистралей, автомобильных дорог);
  • Землях сельскохозяйственного назначения, а также землях, предназначенных доя личного подсобного хозяйства и садоводства;
  • Территории населенных пунктов, а также на землях дачных и жилых участках.
  • Землях водного фонда.
  • Землях иных категорий.

Основное последствие исключения древесно-кустарниковой растительности из состава лесного фонда сказывается на правовом режиме владения, распоряжения и пользования древесно-кустарниковой растительности. Если оборот лесного фонда – купля-продажа, залог или другие сделки, ведущие к отчуждению лесного фонда – не допускают, то древесно-кустарниковая растительность можно передавать другому лицу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.

Правовой режим земель лесного фонда обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. В соответствии с Земельным кодексом РФ к отношениям по охране лесов применяется лесное законодательство. Лесной кодекс РФ устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как экологической системе или природном ресурсе.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения, т. е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. Лесное и земельное законодательство регулирует отношения в сфере использования и охраны земель лесного фонда. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с положениями лесного законодательства о лесоустройстве.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

К земельным отношениям лесное законодательство применяется, когда эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
http://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-lesnogo-fonda.html
http://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/zemli-lesnogo-fonda/
http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/zemli-lesnogo-fonda.html
http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-osobo-oxranyaemyx-territorij-i-obektov/zemli-lesnogo-i-vodnogo-fonda-zemli-zapasa/
http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/zemli-lesnogo-fonda/zemli-lesnogo-fonda.htm
http://studopedia.ru/15_42240_zemli-lesnogo-fonda.html
http://zhazhda.biz/base/kak-poluchit-zemlyu-pod-fermerskoe-hozyajstvo

Ссылка на основную публикацию