Реновация промзоны «ЗиЛ»

Реновация промзоны «ЗиЛ»

Реновация – это шанс для тысяч москвичей изменить свои жилищные условия в лучшую сторону. Особое внимание уделили московским промышленным зонам. Эти территории, фактически, не приносят пользы. На них расположены старые производственные объекты, которые уже не могут быть запущены в работу в связи с их моральным и физическим устареванием. Чтобы вдохнуть сюда новую жизнь, было решено произвести реконструкцию промзон. Для этого их придется практически полностью перестроить. Самых больших изменений ждет реновация промзоны ЗиЛ.

Описание промзоны ЗиЛ

Промышленная зона ЗиЛ – это огромная территория. Общая площадь составляет более 400 гектаров, реновация промзоны ЗиЛ — это перестройка примерно 390 из них. Остальные оставят в первозданном состоянии – они являются объектами культурного и исторического наследия и не могут быть видоизменены.
Сам объект расположен на юге столицы, точнее, в ЮАО. Это около 40 процентов от всей территории Даниловского района.

С разных сторон промзона граничит с:

  • третьим транспортным кольцом;
  • проездом под номером 1223;
  • функциональными зонами 6 и 7;
  • Андроповским проспектом;
  • Москвой-рекой.

Здесь можно найти следующие культурные достопримечательности:

  • помещение первого российского автомобильного завода АМО;
  • памятник Лихачеву;
  • бани-бассейн.

Эти сооружения сохранятся с воем первозданном облике, программа реновации их не затронет.

Что реорганизуют

Бывшая промышленная зона превратится, по сути, в отдельный маленький городок. Это место станет домом для 77 тысяч москвичей – вот, что такое реновация ЗИЛа. Сюда люди будут приезжать на работу. По предварительным оценкам здесь появятся около 66 тысяч мест для труда.

В планировку включены:

  1. 9 микрорайонов;
  2. центр для бизнеса;
  3. несколько парков;
  4. спортивная зона;
  5. предприятие по производству автомобилей;
  6. школы и детские сады.

Предусмотрено несколько коронных «фишек», которые сделают территорию уникальной и особенно привлекательной для туристов, когда пройдет реновация завода ЗИЛ.

Филиал Московского Эрмитажа

Филиал Московского Эрмитажа будет открыт для посетителей практически круглосуточно. Предполагается огромная территория, где разместят картины и скульптуры, различные выставочные элементы. Экспозиции будут временными и постоянными, чтобы посетителям не наскучило.

Бульвар для пешеходов

Бульвар для пешеходов станет излюбленным местом для прогулок. На всем протяжении откроются небольшие магазинчики и уютные кафе, поставят автоматы с кофе и мороженным. Здесь же разместят лавочки, чтобы любой желающий смог присесть и отдохнуть. Появится и проезжая часть, она будет узкой, чтобы не мешать пешеходам.

Набережная

Собственная набережная откроет потрясающий вид на Москву-реку. Отсюда в путешествие отправятся небольшие экскурсионные теплоходы. На берегу поставят скамейки, откроются маленькие кафетерии, появятся развлекательные площадки.

Ледовый дворец и центр синхронного плавания

Спортивные объекты предусматривают проведение турниров международного уровня. Здесь начнут тренировки юные чемпионы, вполне, возможно, именно отсюда вырастут победители Олимпиад и других престижных турниров.

Какие работы уже ведутся

Реновация промзоны ЗиЛ предполагает строительство жилых домов. Оно началось еще в 13 году и активно продолжается. Комплекс получил название ЗИЛАРТ. В его составе — 10 зданий высотой от 6 до 14 этажей. Каждое строение выполнено по индивидуальному проекту – над ними работали именитые дизайнеры со всего света.

Дома расположены на значительном удалении от автомобильных дорог, чтобы ничто не нарушало спокойствие жильцов.

Каждое строение – это:

  • продуманная и великолепная планировка квартир;
  • широкие подъезды и лестничные пролеты;
  • остекление подъездов и дверей – никаких темных клеток;
  • энергосберегающие технологии;
  • технические первые этажи, где будут располагаться помещения для бизнеса;
  • места для хранения колясок и велосипедов;
  • вместительные парковки.

Параллельно с жилыми объектами возводят школы и детские сады, чтобы после заселения жильцы могли спокойно и без проблем устроить своего ребенка. Известно, что здесь появятся 3 школы и 12 детсадов. Все они рассчитаны на почти 5 тысяч детей.

Образовательные учреждения по проекту «Реновация завода ЗИЛ» станут одним крупным объектом. Здания находятся в контуре и связаны между собой, дети не выходят за периметр, получается словно городок в городе – за безопасность малышей теперь можно не волноваться.

Ведется реконструкция дорожного полотна. За годы эксплуатации оно пришло в непригодность и сейчас требует активного обновления. Сюда вкладываются огромные деньги, но это того стоит – по заверениям строителей, гарантийный срок службы полотна составит порядка 20 лет.

Что появится на месте промзоны

Теперь промышленная зона ЗиЛ станет весьма доступной даже для тех, кто не имеет собственных машин.

В этой связи построят:

  • дорогу, дублирующую Варшавское шоссе;
  • магистраль Печатники-Братеево;
  • продлят Симоновскую набережную.

В том месте, где районная трасса и МЦК пересекаются, построят узел транспортной развязки. Здесь можно будет совершить пересадку.

В будущем ничего не будет напоминать о том, что когда-то здесь велась активная промышленная работа. Вместо производственных площадок – многоэтажки, а вокруг них – уютные парки и скверы, многочисленные пешеходные зоны, образовательные, спортивные, культурные и досуговые учреждения.

Новый район будет соответствовать требованиям времени в плане комфорта и безопасности – здания рассчитаны на столетия использования. На благо людей – энергосберегающие технологии. Дома имеют автономные системы отопления, которые можно регулировать по желанию жильцов.

В планах – создание тысяч новых рабочих мест, чтобы жители ЗИЛАРТа могли трудиться недалеко от дома, не тратя на дорогу по 2-3 часа.

Глобальная цель проекта реновации ЗИЛ, которую преследуют Правительство Москвы и застройщик, снизить потребность граждан покидать место своего жительства – ведь все необходимое будет в шаговой доступности. Это наконец разгрузит уличную сеть столицы, уменьшит количество пробок на дорогах.

Все достопримечательности останутся без изменений – их переделки или ликвидации программа реновации не предусматривает.

Подведем итоги реновации ЗиЛ

В ближайшие годы промышленная зона завода им. Лихачева станет полностью жилой. Застройка промзоны ЗИЛ и последующее заселение произойдет в ближайшие 2-3 года. Через 10-15 лет это место станет центром культурного отдыха тысяч туристов и коренных жителей. Реновация промзоны ЗиЛ сейчас является одной из важнейших задач программы по переселению.

В рамках масштабного проекта, инициированного мэром столицы Сергеем Собяниным, планируется снести порядка 5,1 тысяч старых ветхих пятиэтажек и построить на их месте современные многоэтажки высотой до 15-20 этажей максимум. Переселение для граждан будет бесплатным. Важно лишь согласие 60 процентов собственников жилья на то, чтобы их дом включили в программу. Правительство Москвы предусмотрело различные нюансы: хозяева получат равнозначную жилплощадь, смогут претендовать на большее с помощью льготной ипотеки или получат компенсацию, если изъявят желание. Интересны простых людей учтены на 100 процентов. Новое жилье предложат в старом районе, чтобы человеку не пришлось менять привычную среду обитания. Существует возможность резко сменить дислокацию – выбор останется за самим гражданином.

© Источник: Реновар.ру, автор: Татьяна Александрова

Проект реконструкции территории завода АМО ЗИЛ

Редевелопмент территории бывшего завода АМО ЗИЛ

Краткое описание проекта: проект охватывает площадь около 470 га, включая территорию завода им. Лихачева 333 га.

В 2014 – 2025 гг. предусмотрены реконструкция и масштабное строительство, где в общей сложности будет расположено более 6 млн кв. м зданий и сооружений.

Территория ЗИЛ состоит из северной, южной и западной территорий.

Новый район Москвы создается по принципу «город в городе», где все функции сбалансированы и дополняют друг друга. На месте сносимых цехов завода предполагается построить жилье, общественно-производственный кластер, надземные и подземные паркинги, объекты социального назначения.

В общей сложности на территории будут жить более 75 тыс. человек, создается более 65 тыс. рабочих мест (из расчета 30 метров нежилых помещений на 1 работника)

Общая площадь объектов реконструкции и нового строительства составит:

Жилые объекты – 3,0 млн кв. м

Общественно-деловой и промышленный кластер – 1,5 млн кв. м.

Паркинги – 0,9 млн кв. м (24,7 тыс. м/м).

Социальные объекты (25 ДОУ – 3765 мест; 7 школ – 9020 мест; поликлиника 1050 п/с пожарные депо и прочие объекты) – 0,3 млн кв. м

Спортивно-развлекательная застройки – 0,2 млн кв. м.

Кроме того сохраняемая застройка – 0,1 млн кв. м

Центром территории станет пешеходный бульвар Братьев Весниных, вдоль которого будут расположены основные общественные здания: концертный зал, музей (Эрмитаж-Москва), театр, отель и торговые центры с интеграцией жилых зданий. Более 40 га территории будет выделено под благоустройство, набережную длиной 4 км и парковую зону.

Транспортный каркас нового городского района на ЗИЛе будет включать станцию Московского метрополитена с крупным транспортно-пересадочным узлом (ТПУ «Технопарк»), станцию МЦК «ЗИЛ» (планируется создание ТПУ) и сеть магистральных и местных дорог. Предполагается создание около 30 километров улично-дорожной сети, нескольких мостовых переходов.

Затраты на транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру за счет города могут составить более 45 млрд руб.

Объем финансирования: Объем инвестиций около составит около 500 млрд рублей, в т.ч. частные инвестиции – более 420 млрд рублей (85% от общего объема).

Сроки реализации: 2014-2025 г

Текущий статус реализации:

На сегодняшний день введены в эксплуатацию: Крупный хоккейный комплекс «Арена легенд», открылся музей хоккейной славы, Водный дворец.

Осенью 2015 началось активное строительство жилого комплекса «ЗИЛАРТ».

В жилом комплексе «ЗИЛАРТ» параллельно строятся несколько домов. Строительство ведется в семь очередей. Первая очередь практически полностью завершена. В домах № 2, 3, 4, 5, 6 уже завершены работы по возведению монолита, практически во всех домах производится отделка МОПов, осуществляется наладка внутридомовых инженерных сетей. Весной 2018 года закончатся работы по благоустройству дворов. Идет монтаж фасадов дома №1.

В марте началось возведение второй очереди. Получено разрешение на строительство домов №16, №17 и №14.

По состоянию на апрель 2018 года получено разрешение на строительство домов №9 и №10 в жилом комплексе арт-класса «ЗИЛАРТ».

Реновация промзоны «ЗиЛ»

При стартовой цене в 23,4 млрд руб. “ЛСР Недвижимость–М” предложила выплатить за лот 28 млрд. руб., а также учесть в инвестиционных затратах сумму 14,9 млрд рублей за изменение разрешенного использования земли.

Заявка претендовавшей на застройку промзоны ЗИЛ компании “Строительные инвестиции” (связана с принадлежащей Виктору Вексельбергу компанией “Кортрос”) заняла второе место.

На трех земельных участках общей площадью около 65 гектаров “ЛСР Недвижимость–М” предстоит до 31 декабря 2022г. построить объекты капитального строительства в 1,5 млн кв. м. До 1 января 2016г. инвестор должен передать городу участки общей площадью 27,65 гектара, не предназначенные под коммерческую застройку.

“За свой счет, в порядке и сроки, согласованные с АМО ЗИЛ, инвестор должен демонтировать здания и сооружения, обеспечить снятие санитарно-защитной зоны на территории, отведенной под жилищное строительство, ликвидировать объекты гражданской обороны, перенос магистральных сетей, расположенных на земельных участках, предназначенных под застройку”, – отмечается в сообщении Департамента по конкурентной политике.

Кроме того, инвестор обязан построить и бесплатно передать Москве шесть детских образовательных учреждений с необходимыми прогулочно-рекреационными объектами.

“Разработанный проект планировки представляет собой сбалансированное предложение развития территории, расположенной в центре мегаполиса. Реновация первой в столице промышленной зоны должна стать уникальным проектом, поэтому важно не нарушить этот баланс на всех этапах реализации проекта. По этой причине условия реализации проекта четко расписаны по годам”, – пояснил руководитель Департамента по конкурентной политике Геннадий Дегтев.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин в интервью телеканалу “Россия 1” заявил о том, что реализация проекта по реновации территории бывшего завода имени Лихачева (АМО ЗИЛ) может принести в городской бюджет около 1 млрд долл.

Что появится на месте бывшего гиганта автоиндустрии

Проект планировки производственной зоны ЗИЛ был принят весной 2013г. Территорию промзоны тогда разделили на девять функциональных частей, в которых расположатся жилые микрорайоны на 38 тыс. чел., а также парки, спортивный кластер, деловой центр и производство автомобилей (планируется создать около 43 тысяч рабочих мест). Особенностью нового района Москвы станет и среднеэтажная периметральная застройка. Высотность зданий составит девять-десять этажей.

В первой очереди застройки ЗИЛа, наряду с транспортными и “зелеными” объектами, запланировано строительство спортивного комплекса “Арена легенд”, который будет состоять из трех ледовых площадок, объединенных под одной крышей: большой, малой и тренировочной. Здесь смогут одновременно наблюдать за спортивными состязаниями свыше 18 тыс. болельщиков.

Промзона ЗИЛ расположена в Южном административном округе Москвы и занимает около 40% территории района Даниловский. Она ограничена Третьим транспортным кольцом в районе Автозаводской улицы (с севера), проектируемым проездом № 1223 (с востока), северо-восточными границами функциональных зон 6, 7 района Даниловский, проспектом Андропова (с востока), Москвой-рекой (с юга и запада). Площадь реорганизуемой промзоны составляет 392 га.

В северной части территории расположены охранные зоны объектов культурного наследия – “Контора первого в России автомобильного завода АМО”; “Бюст И.А.Лихачева”; “Бани – бассейн Рогожского – Симоновского района” и Комплекс зданий и сооружений станции Малого кольца МЖД Кожухово.

Для транспортной доступности реорганизуемой территории ЗИЛ запланировано строительство дублера Варшавского шоссе, магистрали Печатники – Братеево, продление Симоновской набережной от существующего участка до проспекта Андропова и далее через Нагатинскую пойму к реконструируемому Второму Южнопортовому проезду и магистрали Печатники – Братеево.

Кроме того, запланировано строительство районной магистрали вдоль путей МК МЖД от улицы Трофимова до Симоновской набережной и далее через Москву-реку к дублеру Варшавского шоссе. Также будут реконструированы районная магистраль от Симоновской набережной до проспекта Андропова и главный внутризаводской бульвар от Третьего транспортного кольца до Симоновской набережной.

Схема работы общественного транспорта предполагает взаимоувязку автобусных маршрутов и скоростного внеуличного транспорта. В частности, будет построен транспортно-пересадочный узел ЗИЛ на Малом кольце Московской железной дороги, а также станция метро “Технопарк” между станциями “Автозаводская” и “Коломенская” Замоскворецкой линии. Кроме того, будет организована сеть маршрутов наземного пассажирского транспорта.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Последние новости

Промзона завода имени И.А. Лихачева занимает бо льшую часть территории Даниловского района Москвы, который получил свое название от села Даниловское, также известного как Даниловская слобода.

До революции это место славилось благодаря нескольким объектам – Симонову и Даниловскому монастырям и знаменитой Тюфелевой роще. Мало кто сегодня может вообразить, что раньше нынешняя промышленная зона «ЗиЛ» ассоциировалась не с автомобильным производством, а с духовным центром, девственно чистой природой, ландышами и многочисленными водоемами.

Симонов монастырь был основан в 1370 году. В царские времена он являлся одним из самых известных и почитаемых в России: сюда всегда стекалось огромное количество людей. Продолжалось это вплоть до конца ХVIII века, когда монастырь был упразднен Екатериной II. В его здании был создан изолятор для больных чумой, эпидемия которой случилась в 1770-х годах. Спустя 25 лет комплекс зданий был восстановлен в своем религиозном качестве и просуществовал до 1920 года. Сначала здесь организовали музей, а в начале 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести.

В начале 1990-х годов монастырь вернули церкви и начали восстанавливать. До наших дней дожила лишь малая часть построек Симонова монастыря. Уцелела южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Святого Духа постройки конца ХVII века, «старая» трапезная (конец ХV века), братский корпус, мастеровая палата и некоторые более поздние хозяйственные постройки. Взрыв прогремел в ночь на 21 января. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также Сторожевая и Тайницкая башни с прилегавшими к ним постройками. На этом месте в 1932 – 1937 годах появился Дворец культуры ЗиЛа.

Впрочем, в советские времена, как и многие монастыри и храмы, он был закрыт. В конце 1920-х годов советские власти разобрали колокольню и планировали пустить большие колокола на переплавку. К счастью, их спас американский дипломат Чарльз Крейн, и до недавнего времени они находились в Гарвардском университете. В 2007 году, после многолетних переговоров, колокола монастырской звонницы были возвращены на свое историческое место.

Второй монастырь, которым известен этот район Москвы, – Даниловский, основанный в конце ХIII века. Он расположен на правом берегу Москвы-реки (Даниловский Вал, 22). Практически полностью он сохранился до наших дней, и сейчас его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 1931 году вблизи монастыря было уничтожено местное захоронение, где покоились писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, художник В.Г. Перов, их останки были перенесены на другие московские кладбища. В 1930 году здесь был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц.

С севера, запада и юга рощу окружала река Москва, вдоль которой тянулись озера Постылое, Черное, Болотное, а немного восточнее располагалась деревня Кожухово (включена в состав Москвы в 1923 году). Еще одно достопримечательное место Даниловского района до наших дней не сохранилось – это знаменитая Тюфелева роща. Сейчас в честь нее названа улица Москвы, а на ее месте находится завод имени И.А. Лихачёва (ЗиЛ).

С конца ХVIII века роща наряду с близлежащими объектами находилась в собственности у архитектора и государственного деятеля Н.А. Львова, который начал возводить здесь промышленные предприятия. Так на месте нынешней промзоны появился первый завод, который производил картон. Также Н.А. Львов начинал разработку торфяных залежей Сукиного болота (возле деревни Кожухово).

После выхода повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина Лизин пруд в окрестностях Симонова монастыря и Тюфелева роща стали популярным местом для прогулок и романтических встреч. Светские дамы со всей Москвы и близлежащих сел каждую весну приезжали сюда собирать ландыши, подобно тому, как это делала героиня повести.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОРПУС МОСКОВСКОГО АВТОЗАВОДА (1934 Г.)

В конце ХIХ – начале ХХ века в роще начинается бум промышленного строительства. Появляются кожевенный завод Торгового дома «Волк и К», химический завод Русского акционерного общества «Шеринг». В 1903 – 1908 годах через ее территорию прошла Окружная железная дорога (ныне Малое кольцо Московской железной дороги) со станцией Кожухово, для которой в 1907 году через Москву-реку был сооружен Алексеевский мост (ныне Даниловский). Так луга и сельскохозяйственные угодья изрезали железнодорожными путями, а сама роща потеряла половину высоких сосен. Несколько лет спустя, в 1916 году, в Тюфелевой роще началось строительство первого автомобильного завода (сейчас – завод имени Лихачева).

Газета «Русские ведомости» сообщала, что 20 июля состоялись торжественный молебен и закладка первого в России автомобильного завода в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Постройкой ЗиЛа занялся торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К». Договор с правительством на постройку завода предусматривал следующие условия: «27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К» заключили договор на поставку 1500 машин. Полный заказ составляет общую сумму в 27 000 000 рублей. Завод поставщика должен быть пущен не позднее 7 октября 1916 года. К 7 марта 1917 года должно быть изготовлено не менее 10 процентов всей поставки (то есть 150 автомашин)».

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам строительство в срок завершено не было. Тогда руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку машин в Москве. В результате в течение всего 1917 года было собрано лишь 432 автомобиля. Вскоре недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.

15 августа 1918 года всё имущество завода «АМО» было признано собственностью государства, и в октябре 1918 года предприятие занялось капитальным ремонтом грузовиков.

С 1920 года «АМО» участвовал в советской танковой программе и изготавливал двигатели для танка «Русский Рено».

АВТОМОБИЛИ «АМО-Ф-15» (1926 Г.)

СКЛАД ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (1959 Г.)

АВТОМОБИЛЬ «ЗИЛ» ВО ВРЕМЕНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1944 Г.)

В 1922 – 1923 годах Совет Труда и Обороны выделил средства на производство на заводе «АМО» грузовых автомобилей. Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран 1 ноября 1924 года, а 7 ноября колонна из десяти таких автомобилей принимала участие в параде на Красной площади, и с марта 1925 года началось их серийное производство.

В 1927 году директором был назначен И.А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало, и к 1931 году были собраны почти семь тысяч автомобилей. Однако стоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов, по мнению советских чиновников, была слишком высокой. Примерно в десять раз дороже иностранных машин с учетом их доставки в СССР. Поэтому было принято решение о полной реконструкции завода и начале производства совершенно новой модели грузового автомобиля.


ГЛАВНАЯ ВНУТРИЗАВОДСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (1977 Г.)

ГЛАВНАЯ ВНУТРИЗАВОДСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2013 Г.)

В начале 1930-х начинается масштабная реконструкция, в ходе которой территория завода расширяется до нынешних размеров. Вот что пишет в журнале «Строительство Москвы» главный архитектор завода имени Сталина Е.М. Попов: «Территория, отведенная под промышленное строительство завода, 2,5 на 2 километра, только на четвертую часть занята реконструируемыми цехами, остальные три четверти территории сплошь заняты строительством новых цехов, образующих новые заводские площади, улицы и магистрали.

Участок строительства делится на три четко выраженных сектора, границы примыкания друг к другу совпадают с направлениями будущих магистралей, а именно: административно-бытовой сектор в северной стороне заводского участка, район подсобного и складского хозяйства в юго-восточной полосе промплощадки, район расположения основных производственных цехов, занимающих среднюю и заднюю части участка.

Новые магистрали Москвы, парковое кольцо и магистраль набережной, сливаясь в единую мощную магистраль, ведут к главному входу на автозавод, в районе культсектора, проектиромому в виде предзаводской площадки.

В состав административного и культурно-бытового сектора входят здания заводоуправления, общественных организаций, амбулатории, детских яслей и главной проходной конторы. Здесь же отводится место для стоянки машин, принадлежащих рабочим завода. Узкая полоса участка строительства зданий культсектора южной стороной примыкает непосредственно к фронтовой линии застройки производственных цехов, а с северной – выходит на набережную Москвы-реки.

ГЛАВНАЯ ПРОХОДНАЯ АМО «ЗИЛ»

ГЛАВНЫЙ КОНВЕЙЕР

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦЕХА

Площадь главного входа образована с восточной стороны величественным высоким зданием заводоуправления.

Здания культсектора располагаются как бы по течению реки, композиционно дополняя друг друга и нарастая к месту главного входа.

Средняя часть промплощадки занята в основном сооружениями производственных цехов, расположенных по четкой схеме поточности производственного процесса. Планировка производственных цехов предусматривает расположение бытовых помещений с выходом на главную магистраль.

Главную магистраль заканчивает южная площадь, решающая вход в район подсобных цехов и складского хозяйства. Здесь располагаются деревообрабатывающие цеха, склады готовой продукции, ТЭЦ».

СТРОИТЕЛЬСТВО КУЗНЕЧНОГО ЦЕХА (1929 Г.)

МИТИНГ В ЧЕСТЬ ПРИЕЗДА БРОЗ ТИТО (1956 Г.)

СОРТИРОВКА СВЕЖЕВЫПУЩЕННЫХ «ЗИЛ-130» И «ЗИЛ-131»

После модернизации завод начинает массовое производство грузовиков ЗИС-5. В сутки рабочие собирали по 60 автомобилей. На базе него в будущем были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 выпускались серийно.

В 1953 году согласно cоветско-китайскому договору о дружбе и взаимопомощи по документации советского завода имени Сталина в Китае был построен Автомобильный завод № 1, позже ставший Первой Автомобилестроительной Компанией (First Automotive Works – FAW), которая по сей день является лидером автоиндустрии Китая. Стажировку и обучение китайские инженеры проходили в СССР, на заводе ЗиС, примечательно, что в их числе был и будущий руководитель КНР Цзян Цзэминь.

ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЛИМУЗИН «ЗИС-101» (1937 Г.)

ГРУЗОВИК «ЗИС-15» (1940 Г.)

АВТОБУС «ЗИЛ-158» (1957 Г.)

После распада СССР предприятие стало быстро деградировать: производственные мощности разрушались, объемы выпуска продукции многократно снизились.

В 2008 году АМО ЗиЛ планировало организовать совместное предприятие с китайской компанией Sinotruk по производству тяжелых дизельных грузовиков марки HOWO. Однако из-за случившегося в нашей стране кризиса проект реализован не был.

За 2009 год АМО ЗиЛ произвел 2253 грузовых автомобиля и четыре автобуса (что почти на 50% меньше, чем годом ранее). В 2010 году компания произвела еще меньше – 1258 грузовых автомобилей и пять автобусов.

Сегодня предприятие находится в глубоком кризисе, накопились многомиллиардные долги. Значительная часть производственных площадей не используется, бывшие цеха и сооружения разрушены и напоминают картины американского города Детройт.

Когда-то Детройт являлся автомобильным центром США. Но в 1973 году разразился нефтяной кризис, который привел к банкротству многих американских автомобилестроителей. Заводы один за другим начали закрываться, люди теряли работу и уезжали в другие города и штаты. Население Детройта в его административных границах сократилось в 2,5 раза: с 1,8 миллиона в начале 1950-х до 700 тысяч к 2012 году.

В результате оттока населения целые районы города оказались оставлены людьми. Небоскребы, заводы, жилые кварталы стоят заброшенные и разрушаются от времени и вандализма.

Чтобы не повторять судьбу американских городов-призраков, власти Москвы приняли решение о реновации депрессивных территорий в городе. В конце 2012 года правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода «ЗиЛ» площадью 50 га, на остальной территории планируется разместить качественно новый район мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры. Вскоре здесь появится множество парковых зон с высокими деревьями, которые отчасти будут напоминать Тюфелеву рощу.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Последние новости

Описание

Несмотря на плотную застройку, в Москве по-прежнему сохранились огромные территории, которые практически не используются. Так называемые промышленные зоны занимают тысячи гектаров. Большинство из них прекратили производство много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки. Теперь эти территории будут использованы в интересах горожан и развития экономики.

Промзоны занимают порядка 18,8 тыс. га, что составляет более 17% территории « старой » Москвы. В вопросе реновации своего «ржавого пояса» столица пошла двумя путями: городские власти не просто планируют использовать промышленные площадки для градостроительного развития, но и готовы изменить функционал некоторых предприятий, сориентировав их на инновационное экологически чистое производство или размещение объектов науки на своей территории.

ПРОМЗОНА «ЗИЛ»

Раскручивая производство на полную мощность, Москва создает новые рабочие места рядом с жильем на периферии города. Это позволит снять часть транспортного потока, утром по будням стремящегося в центр столицы, а вечером – из него. Сегодня в Центральном округе города сосредоточено 40% рабочих мест Москвы, притом что проживает там только 8% населения.

Реорганизация промзон также дает возможность обеспечить горожан дополнительными жилыми площадями, объектами соцкультбыта, дорогами и парковками. Все это может быть создано на бывших промышленных территориях.

Реорганизовать предлагается почти 13 тыс. га земли, причем 4,7 тыс. га подлежат полной реорганизации, а 7,8 тыс. га – частичной. В основе обновления этих городских территорий лежит формирование комплексной городской застройки с жильем, социальными объектами и новыми рабочими местами.

Что касается позиции столичных властей по редевелопменту промзон, плотность застройки не должна превышать 25 тыс. кв. м на гектар, при этом половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина – на рабочие места.

Задача правительства Москвы состоит не в том, чтобы вывести все промзоны за черту города, а внимательно рассмотреть деятельность промышленных предприятий и при необходимости содействовать развитию инновационного производства.

Некоторые промзоны тяготеют к смене функций с промышленной на административно-общественную с элементами жилой застройки. Однако промышленная функция ряда зон, например, «Бирюлёво», «Чертаново», «Калошино», «Коровино», «Вагоноремонт» и других, наоборот, будет интенсифицирована, поскольку здесь предполагается разместить новые производственные мощности.

Что уже сделано?

В 2011-2016 годах утвержден 61 проект планировки территории (ППТ) общей площадью около 3,4 тыс. га со строительным потенциалом более 31 млн кв. м. Из утвержденных проектов 17 уже реализуются, еще 40 находятся в разработке.

Из наиболее значимых территорий промзон, находящихся в активной стадии реализации, можно выделить: завод им. Лихачева («ЗИЛ»), территории бывшего Тушинского аэродрома, ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот», ОАО «ДСК № 3» (Боровское шоссе, вл. 2), ОАО «НПО «Взлет» (ул. Производственная, вл. 6), территория бывшего Московского зеркального комбината (в Лазоревом проезде, в районе станции метро « Ботанический сад » ), ОАО «Мосстройснаб» (ул. Донецкая, вл. 30).

В 2017 году ожидают развития участки территорий производственных зон

  • № 51а «Осташковское шоссе» (Тайнинская ул., вл. 9; инвестор – ЗАО «ЛС-Риэлти»);
  • № 15 «Алексеевские улицы» (Новоалексеевская ул., вл. 16; инвестор – Группа компаний «Эталон»);
  • № 49 «Бескудниково» (ул. Илимская, вл. 3; инвестор – АО « Эверест » );
  • № 41 «Октябрьское поле» (ул. Берзарина ул., вл. 28-32; инвестор – ООО «РГ Девелопмент»);
  • № 51 «Медведково» (Полярная ул., вл. 25, инвестор – ПАО «Группа Компаний ПИК»);
  • № 21 «Кирпичные улицы» (Вольная ул., вл. 28, инвестор – ООО «РГ-Девелопмент»);
  • № 40а «Западный порт» (территория между Кутузовским пр-дом, ул. 1812 года и Кульнева и Кутузовским пр-том; инвестор – АО «Первый Московский приборостроительный завод им. В. Казакова»).

Какие промзоны будут реконструированы?

Промышленные территории, которые войдут в программу реконструкции, будут отвечать следующим требованиям:

  • Близость к МЦК и радиальным направлениям железных дорог Москвы.
    Запуск пассажирского движения по МЦК значительно разгрузил метрополитен, улично-
    дорожнуюсеть и скоро станет катализатором развития примыкающих к новому кольцу
    территорий, большей частью представляющих собой заброшенные промзоны. Это
    позволит обеспечить их гармоничное экономическое и социальное развитие в
    соответствии с целями и задачами комплексного экономического и социального развития города.
  • Близость к перспективным транспортно-пересадочным узлам (ТПУ) на станциях метро, МЦК и радиальных ж/д направлениях.
  • Близость к Москве-реке.
    К 2035 году именно Москва-река станет линейным центром города. Концепция реновации
    прибрежных территорий охватывает огромную зону (почти 11 тыс. га) и учитывает тенденции
    последних лет по более активному включению этих территорий в структуру города.

Основные зоны реорганизации – Рублёво-Архангельское, Тушино, Нижние Мневники, Большой Сити, ЗИЛ, Симоновская набережная, Ривер-парк (бывший судоремонтный завод).

Конкретные мероприятия включают:

  • формирование новых площадей;
  • организацию дополнительных пешеходных пространств на транспортных набережных;
  • создание благоустроенных пешеходных набережных и благоустройство природных набережных в естественных берегах;
  • благоустройство набережных в зонах комплексной реорганизации территории;
  • развитие системы внутреннего водного транспорта, включая создание новых
  • туристических маршрутов и организацию пассажирских перевозок (от Долгопрудного и Рублёво-Архангельского до Сити, от Лыткарино до Таганской, от станции метро « Спартак » до станции метро « Алма-Атинская » );
  • строительство велосипедных дорожек;
  • создание новых причалов.

Таким образом, вместо заброшенных и практически не функционирующих промышленных территорий будут возникать новые точки развития и создаваться комфортная городская среда.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Промзона завода имени И.А. Лихачева занимает бо льшую часть территории Даниловского района Москвы, который получил свое название от села Даниловское, также известного как Даниловская слобода.

До революции это место славилось благодаря нескольким объектам – Симонову и Даниловскому монастырям и знаменитой Тюфелевой роще. Мало кто сегодня может вообразить, что раньше нынешняя промышленная зона «ЗиЛ» ассоциировалась не с автомобильным производством, а с духовным центром, девственно чистой природой, ландышами и многочисленными водоемами.

Симонов монастырь был основан в 1370 году. В царские времена он являлся одним из самых известных и почитаемых в России: сюда всегда стекалось огромное количество людей. Продолжалось это вплоть до конца ХVIII века, когда монастырь был упразднен Екатериной II. В его здании был создан изолятор для больных чумой, эпидемия которой случилась в 1770-х годах. Спустя 25 лет комплекс зданий был восстановлен в своем религиозном качестве и просуществовал до 1920 года. Сначала здесь организовали музей, а в начале 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести.

В начале 1990-х годов монастырь вернули церкви и начали восстанавливать. До наших дней дожила лишь малая часть построек Симонова монастыря. Уцелела южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Святого Духа постройки конца ХVII века, «старая» трапезная (конец ХV века), братский корпус, мастеровая палата и некоторые более поздние хозяйственные постройки. Взрыв прогремел в ночь на 21 января. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также Сторожевая и Тайницкая башни с прилегавшими к ним постройками. На этом месте в 1932 – 1937 годах появился Дворец культуры ЗиЛа.

Впрочем, в советские времена, как и многие монастыри и храмы, он был закрыт. В конце 1920-х годов советские власти разобрали колокольню и планировали пустить большие колокола на переплавку. К счастью, их спас американский дипломат Чарльз Крейн, и до недавнего времени они находились в Гарвардском университете. В 2007 году, после многолетних переговоров, колокола монастырской звонницы были возвращены на свое историческое место.

Второй монастырь, которым известен этот район Москвы, – Даниловский, основанный в конце ХIII века. Он расположен на правом берегу Москвы-реки (Даниловский Вал, 22). Практически полностью он сохранился до наших дней, и сейчас его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 1931 году вблизи монастыря было уничтожено местное захоронение, где покоились писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, художник В.Г. Перов, их останки были перенесены на другие московские кладбища. В 1930 году здесь был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц.

С севера, запада и юга рощу окружала река Москва, вдоль которой тянулись озера Постылое, Черное, Болотное, а немного восточнее располагалась деревня Кожухово (включена в состав Москвы в 1923 году). Еще одно достопримечательное место Даниловского района до наших дней не сохранилось – это знаменитая Тюфелева роща. Сейчас в честь нее названа улица Москвы, а на ее месте находится завод имени И.А. Лихачёва (ЗиЛ).

С конца ХVIII века роща наряду с близлежащими объектами находилась в собственности у архитектора и государственного деятеля Н.А. Львова, который начал возводить здесь промышленные предприятия. Так на месте нынешней промзоны появился первый завод, который производил картон. Также Н.А. Львов начинал разработку торфяных залежей Сукиного болота (возле деревни Кожухово).

После выхода повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина Лизин пруд в окрестностях Симонова монастыря и Тюфелева роща стали популярным местом для прогулок и романтических встреч. Светские дамы со всей Москвы и близлежащих сел каждую весну приезжали сюда собирать ландыши, подобно тому, как это делала героиня повести.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОРПУС МОСКОВСКОГО АВТОЗАВОДА (1934 Г.)

В конце ХIХ – начале ХХ века в роще начинается бум промышленного строительства. Появляются кожевенный завод Торгового дома «Волк и К», химический завод Русского акционерного общества «Шеринг». В 1903 – 1908 годах через ее территорию прошла Окружная железная дорога (ныне Малое кольцо Московской железной дороги) со станцией Кожухово, для которой в 1907 году через Москву-реку был сооружен Алексеевский мост (ныне Даниловский). Так луга и сельскохозяйственные угодья изрезали железнодорожными путями, а сама роща потеряла половину высоких сосен. Несколько лет спустя, в 1916 году, в Тюфелевой роще началось строительство первого автомобильного завода (сейчас – завод имени Лихачева).

Газета «Русские ведомости» сообщала, что 20 июля состоялись торжественный молебен и закладка первого в России автомобильного завода в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Постройкой ЗиЛа занялся торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К». Договор с правительством на постройку завода предусматривал следующие условия: «27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К» заключили договор на поставку 1500 машин. Полный заказ составляет общую сумму в 27 000 000 рублей. Завод поставщика должен быть пущен не позднее 7 октября 1916 года. К 7 марта 1917 года должно быть изготовлено не менее 10 процентов всей поставки (то есть 150 автомашин)».

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам строительство в срок завершено не было. Тогда руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку машин в Москве. В результате в течение всего 1917 года было собрано лишь 432 автомобиля. Вскоре недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.

15 августа 1918 года всё имущество завода «АМО» было признано собственностью государства, и в октябре 1918 года предприятие занялось капитальным ремонтом грузовиков.

С 1920 года «АМО» участвовал в советской танковой программе и изготавливал двигатели для танка «Русский Рено».

АВТОМОБИЛИ «АМО-Ф-15» (1926 Г.)

СКЛАД ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (1959 Г.)

АВТОМОБИЛЬ «ЗИЛ» ВО ВРЕМЕНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1944 Г.)

В 1922 – 1923 годах Совет Труда и Обороны выделил средства на производство на заводе «АМО» грузовых автомобилей. Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран 1 ноября 1924 года, а 7 ноября колонна из десяти таких автомобилей принимала участие в параде на Красной площади, и с марта 1925 года началось их серийное производство.

В 1927 году директором был назначен И.А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало, и к 1931 году были собраны почти семь тысяч автомобилей. Однако стоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов, по мнению советских чиновников, была слишком высокой. Примерно в десять раз дороже иностранных машин с учетом их доставки в СССР. Поэтому было принято решение о полной реконструкции завода и начале производства совершенно новой модели грузового автомобиля.


ГЛАВНАЯ ВНУТРИЗАВОДСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (1977 Г.)

ГЛАВНАЯ ВНУТРИЗАВОДСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2013 Г.)

В начале 1930-х начинается масштабная реконструкция, в ходе которой территория завода расширяется до нынешних размеров. Вот что пишет в журнале «Строительство Москвы» главный архитектор завода имени Сталина Е.М. Попов: «Территория, отведенная под промышленное строительство завода, 2,5 на 2 километра, только на четвертую часть занята реконструируемыми цехами, остальные три четверти территории сплошь заняты строительством новых цехов, образующих новые заводские площади, улицы и магистрали.

Участок строительства делится на три четко выраженных сектора, границы примыкания друг к другу совпадают с направлениями будущих магистралей, а именно: административно-бытовой сектор в северной стороне заводского участка, район подсобного и складского хозяйства в юго-восточной полосе промплощадки, район расположения основных производственных цехов, занимающих среднюю и заднюю части участка.

Новые магистрали Москвы, парковое кольцо и магистраль набережной, сливаясь в единую мощную магистраль, ведут к главному входу на автозавод, в районе культсектора, проектиромому в виде предзаводской площадки.

В состав административного и культурно-бытового сектора входят здания заводоуправления, общественных организаций, амбулатории, детских яслей и главной проходной конторы. Здесь же отводится место для стоянки машин, принадлежащих рабочим завода. Узкая полоса участка строительства зданий культсектора южной стороной примыкает непосредственно к фронтовой линии застройки производственных цехов, а с северной – выходит на набережную Москвы-реки.

ГЛАВНАЯ ПРОХОДНАЯ АМО «ЗИЛ»

ГЛАВНЫЙ КОНВЕЙЕР

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦЕХА

Площадь главного входа образована с восточной стороны величественным высоким зданием заводоуправления.

Здания культсектора располагаются как бы по течению реки, композиционно дополняя друг друга и нарастая к месту главного входа.

Средняя часть промплощадки занята в основном сооружениями производственных цехов, расположенных по четкой схеме поточности производственного процесса. Планировка производственных цехов предусматривает расположение бытовых помещений с выходом на главную магистраль.

Главную магистраль заканчивает южная площадь, решающая вход в район подсобных цехов и складского хозяйства. Здесь располагаются деревообрабатывающие цеха, склады готовой продукции, ТЭЦ».

СТРОИТЕЛЬСТВО КУЗНЕЧНОГО ЦЕХА (1929 Г.)

МИТИНГ В ЧЕСТЬ ПРИЕЗДА БРОЗ ТИТО (1956 Г.)

СОРТИРОВКА СВЕЖЕВЫПУЩЕННЫХ «ЗИЛ-130» И «ЗИЛ-131»

После модернизации завод начинает массовое производство грузовиков ЗИС-5. В сутки рабочие собирали по 60 автомобилей. На базе него в будущем были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 выпускались серийно.

В 1953 году согласно cоветско-китайскому договору о дружбе и взаимопомощи по документации советского завода имени Сталина в Китае был построен Автомобильный завод № 1, позже ставший Первой Автомобилестроительной Компанией (First Automotive Works – FAW), которая по сей день является лидером автоиндустрии Китая. Стажировку и обучение китайские инженеры проходили в СССР, на заводе ЗиС, примечательно, что в их числе был и будущий руководитель КНР Цзян Цзэминь.

ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЛИМУЗИН «ЗИС-101» (1937 Г.)

ГРУЗОВИК «ЗИС-15» (1940 Г.)

АВТОБУС «ЗИЛ-158» (1957 Г.)

После распада СССР предприятие стало быстро деградировать: производственные мощности разрушались, объемы выпуска продукции многократно снизились.

В 2008 году АМО ЗиЛ планировало организовать совместное предприятие с китайской компанией Sinotruk по производству тяжелых дизельных грузовиков марки HOWO. Однако из-за случившегося в нашей стране кризиса проект реализован не был.

За 2009 год АМО ЗиЛ произвел 2253 грузовых автомобиля и четыре автобуса (что почти на 50% меньше, чем годом ранее). В 2010 году компания произвела еще меньше – 1258 грузовых автомобилей и пять автобусов.

Сегодня предприятие находится в глубоком кризисе, накопились многомиллиардные долги. Значительная часть производственных площадей не используется, бывшие цеха и сооружения разрушены и напоминают картины американского города Детройт.

Когда-то Детройт являлся автомобильным центром США. Но в 1973 году разразился нефтяной кризис, который привел к банкротству многих американских автомобилестроителей. Заводы один за другим начали закрываться, люди теряли работу и уезжали в другие города и штаты. Население Детройта в его административных границах сократилось в 2,5 раза: с 1,8 миллиона в начале 1950-х до 700 тысяч к 2012 году.

В результате оттока населения целые районы города оказались оставлены людьми. Небоскребы, заводы, жилые кварталы стоят заброшенные и разрушаются от времени и вандализма.

Чтобы не повторять судьбу американских городов-призраков, власти Москвы приняли решение о реновации депрессивных территорий в городе. В конце 2012 года правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода «ЗиЛ» площадью 50 га, на остальной территории планируется разместить качественно новый район мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

На данный момент

Самую большую школу России на ЗИЛе подключили к электричеству.

Описание

В промзоне ЗИЛ строится самая большая школа в России – на 2,5 тыс. мест. Она станет экспериментальным образовательным комплексом, где будут внедрены современные учебные программы. «Изюминкой» школы станет метапредметное пространство – по сути, детский технопарк. Школьники смогут изучать лазерные технологии, прикладную космонавтику, исследование наноматериалов, судостроение и построение виртуальной реальности. Посещать эти занятия смогут и ученики других школ.

Строительство школы на ул. Лихачева, д. 11 началось в марте 2017 года. Четырехэтажное здание сложной многоугольной формы площадью 40,8 тыс. кв. метров разделено на три блока: начальная школа, блок основной и старшей школы и культурно-спортивный блок.

Учебные классы оснастят в соответствии со спецификой каждого блока. Будут оборудованы специализированные классы для естественных наук, аудитория для лекций на 75 человек, помещения для кружков, секций и уроков труда.

В спортивном блоке разместилось семь залов, два их них оборудованы специально для занятия детей с ограниченными физическими возможностями.

Для торжественных мероприятий есть актовый зал на 1400 мест с эстрадой и гримерками.

В столовой предусмотрено два зала – на 450 мест для учащихся начальной школы и на 800 мест для старшеклассников.

Для маломобильных учеников в здании оборудовали шесть лифтов. Чтобы не заблудиться в здании и найти нужный класс, создана своя компьютерная навигация. На сенсорных панелях ученики и учителя смогут проложить маршрут к любому школьному помещению.

Завершить строительство школы планируется в августе 2022 года.

Для безопасности учеников специально от здания школы построили подземный переход. По нему ученики смогут попасть из школы на территорию ЖК «ЗИЛАРТ», не выходя на проезжую часть.

Источники:
http://investmoscow.ru/city-projects/planned-investment-projects/%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82/
http://www.rbc.ru/economics/21/04/2014/57041b879a794761c0ce92e6
http://stroi.mos.ru/renovaciya-promzon/proekt-planirovki/rekonstrukciya-promzony-zil
http://stroi.mos.ru/renovaciya-promzon
http://stroi.mos.ru/renovaciya-promzon/proekt-planirovki/istoriia-zavoda-zil
http://stroi.mos.ru/renovaciya-promzon/proekt-planirovki/samaia-bol-shaia-shkola-v-rossii
http://www.mos.ru/city/projects/renovation/garantii/

Ссылка на основную публикацию