Нарушение земельного законодательства

Ответственность за нарушение земельного законодательства

Основные виды нарушений земельного законодательства

В соответствии со статьей 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель (Росреестр), рассматривают дела об административных правонарушениях:

Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображены основные виды нарушений земельного законодательства

Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображены основные виды нарушений земельного законодательства

Фото сделано с информационного стенда в регистрационной палате, где изображены основные виды нарушений земельного законодательства

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков (ч. 1 ст. 7.2 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

Самовольная уступка права пользования землей, а равно самовольный обмен земельного участка (ст. 7.10 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.

Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или
осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока,
установленного указанным Федеральным законом (ч. 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ), влечет наложение
административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 80 000 до 100 000 рублей.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 70 000 до 100 000 рублей.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства РФ

Какие виды ответственности предусматривает закон за нарушение земельного законодательства РФ обозначено в главе XIII Земельного Кодекса. Форма возможного наказания определяется на основании состава незаконного деяния виновного лица, и строго регламентируется законом.

Состав ответственности за земельное правонарушение

Под земельным правонарушением понимают какие-либо действия, противоречащие законодательным нормам и направленные на нанесение вреда интересам, здоровью, имуществу граждан, а также природному богатству земельной территории и ее общему благосостоянию.

В данном случае ответственность за неправомерные действия наступает лишь при наличии ряда элементов: объекта, субъекта, доказательства факта незаконных действий и психологической составляющей. При этом отличительной чертой нарушений в земельной сфере является объект, в качестве которого выступают не только правоотношения, но главным образом земельная площадь и все с ней связанное.

Если говорить более конкретно, то основными объектами в этом случае могут быть:

  • земельные участки;
  • постройки, размещенные на земельной территории;
  • порядок эксплуатации угодий, установленный законом;
  • права землевладельцев, нанимателей, собственников и прочих заинтересованных лиц относительно пользования и распоряжения земельным наделом;
  • экологическая обстановка конкретной территории, охраняемая законом.

Что касается субъекта правонарушения, в качестве него может выступить как физическое лицо, так и организация. При этом незаконное деяние может быть признано таковым лишь в том случае если имеют место доказательства, подтверждающие этот факт.

Дополнительно следует учитывать и психологическую составляющую, а именно – отношение виновного лица к собственному проступку, например, нарушение по неосторожности, предварительному умыслу, халатности. Данный фактор во многом влияет на выявление характера противозаконных действий, определение вида ответственности и дальнейшее наказание.

Формы ответственности

Юридическая ответственность за незаконные деяния представляет собой определенные принудительные санкции, накладываемые на гражданина либо юридическое лицо в случае их неправомерного поведения относительно земельной территории и в качестве субъектов земельного права. Наказание может быть возложено также на лиц, не владеющих землей, но каким-либо образом отступивших от норм ЗК РФ.

Санкции за правонарушения налагаются на виновного группой либо по отдельности. Выделяют следующие виды наказания:

  1. Карательные санкции, например, штраф или конфискация земельного надела.
  2. Восстановительные санкции, направленные на возмещение ущерба. Это может быть возврат участка, занятого самовольно либо восстановление состояния земли, подвергнутой порче.
  3. Компенсационные санкции, предполагающие выплату определенной суммы в качестве покрытия морального либо имущественного вреда.

При вынесении решения относительно меры наказания, учитывается множество факторов. Основным является вид ответственности, определяемый на основании состава и характеристик совершенных деяний. При этом каждая форма имеет свои нюансы и относится к той отрасли законодательства, что содержит соответствующие правовые нормы, регулирующие конкретное правонарушение.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность в земельной сфере наступает в случае совершения правонарушений, посягающих на установленный законом земельный порядок и несущих угрозу отдельным гражданам, обществу и государству в целом. Само по себе деяние, опасное для кого-либо, является преступлением, мера наказания которого, зависит от степени его тяжести.

Уголовная ответственность наступает в следующих случаях:

  • Регистрация незаконных сделок с земельной площадью – статья 170 Уголовного Кодекса. А также умышленное изменение сведений Государственного кадастра на заведомо неверную информацию и начисление сниженных платежей за землю. Подобные преступления чаще всего совершаются должностными лицами в корыстных целях с использованием собственного служебного положения.
  • Порча земельных территорий – статья 254 УК РФ. Сюда входит загрязнение, интоксикация почвы вредными отходами по причине нарушения правил обращения, условий хранения и использования всевозможных химических, биологических веществ, например, стимуляторов роста овощных культур и прочих удобрений. Сюда же относится нанесение вреда здоровью людей, вследствие неправильного применения указанных составов.

Уголовная ответственность распространяется и на деяния, попадающие под статью 262 УК о составе карательных санкций в случае нарушения режима особо охраняемых территорий и объектов природы – заповедников, национальных парков и прочих охранных зон.

Что касается наказания, здесь все зависит от степени тяжести выявленного преступного деяния. Так порча земельных территорий, нарушение режима охранных земель может повлечь за собой как штраф и исправительные работы, так и лишение возможности занимать конкретную должность. Если же перечисленные действия осуществляются в зоне экологической катастрофы, наказанием может быть ограничение, либо утрата свободы сроком до пяти лет.

В случае если преступления повлекли за собой смерть гражданина, мерой пресечения станет потеря свободы на период от 2 до 5 лет.

Административная ответственность

Административная ответственность налагается в результате свершения лицом какого-либо противоправного деяния в земельной сфере, степень опасности которого не влечет за собой уголовной ответственности и проступок не связан с выполнением трудовой деятельности, а регулируется положениями Административного кодекса. Виновные лица привлекаются к ответственности уполномоченными органами – административной комиссией, государственным инспектором и другими.

Наиболее распространенными нарушениями в данном случае считаются:

  • вредоносные действия экологического характера – порча слоя земли; проведение мелиоративных и прочих работ, вызывающих изменение состава почвы; неверное применение химических веществ и неграмотная утилизация отходов потребления и производства;
  • самовольный захват земельной площадии невозврат территории в установленные сроки;
  • поломка специальных знаков, в частности, играющих разграничительную роль между двумя участками, а также прочих сооружений согласно статье 7.2 Административного Кодекса;
  • возведение строений без соответствующего на то разрешения;
  • умышленное повреждение посевов и прочих насаждений;
  • нарушение правил использований территории согласно назначению, а также игнорирование норм содержания благоустройства земли, например, захламление участка производственными и иными отходами.

В целом список деяний, за совершение которых предусмотрена административная форма ответственности, достаточно обширен и представлен в 7 и 8 статьях КоАП РФ.

Основными формами наказания при административной ответственности являются:

  • письменное предупреждение в целях предоставления виновному возможности исправить собственные вредоносные действия;
  • штраф, сумма которого зависит от степени причиненного вреда;
  • возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения нарушения либо предмета такового;
  • административный арест;
  • выселение за границы страны гражданина иного государства либо лица при отсутствии гражданства.

Чаще всего в качестве основных санкций выступают штраф либо предупреждение. Правонарушителем же может быть как должностное или юридическое лицо, так и обычные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Дисциплинарная ответственность

Форма ответственности, налагаемая на работников и должностных лиц предприятий, виновных в земельных правонарушениях по причине неверного выполнения собственных трудовых обязанностей. Нарушение трудовой инструкции и дисциплины регулируется Трудовым Кодексом РФ.

В качестве дисциплинарного проступка в земельной сфере чаще всего выступают:

  • разработка и размещение с последующим вводом в работу каких-либо объектов, чья деятельность оказывает негативное влияние на землю:
  • загрязнение почвы сточными водами, радиоактивными отходами и прочими вредными веществами.

Точного списка проступков, попадающих под дисциплинарную ответственность, не существует – каждая ситуация требует отдельного рассмотрения и вопрос о том, к какой именно форме относится правонарушение, решается конкретно на месте.

Наказанием в данном случае, согласно ТК РФ, может выступить замечание, выговор либо увольнение по соответствующей статье. Кроме того, в зависимости от правонарушения и при наличии оснований, работник может попасть под иные виды ответственности – административную, материальную, уголовную. При этом за дисциплинарный проступок, касающийся земельной сферы, может быть наложено лишь одно взыскание.

Гражданско-правовая ответственность

Основное отличие гражданско-правовой формы ответственности заключается в возмещении убытков, понесенных пострадавшей стороной вследствие каких-либо неправомерных действий со стороны юридического либо физического лица. Чаще всего нарушения связаны с причинением вреда почве, несоблюдением субъективных земельных прав и интересов собственников, арендаторов, владельцев земельной площади. При этом виновныйнесет ответственность лишь перед пострадавшим в результате его деяний и ни перед кем другим.

Чаще всего подобные споры решаются в судебном порядке. При соответствующем постановлении уполномоченного органа, правонарушитель обязан выплатить требуемую сумму в полном объеме.

Земельно-правовая ответственность

Отдельно выделяют земельно-правовую ответственность, подразумевающую принудительное изъятие земельных наделов у собственников и иных лиц за совершение ими ряда неправомерных действий.

Так, изъятие земли может произойти в следующих случаях:

  1. эксплуатация земли не по целевому назначению (статья 284 ГК РФ);
  2. нарушение норм законодательства при эксплуатации участка – загрязнение окружающей среды, влияние на состояние почвы (статья 285 ГК РФ).

Статья 54 Земельного Кодекса регулирует процесс изъятия земельной площади и предусматривает обязательное уведомление лица, виновного в неправомерном деянии и направление иска от администрации в суд либо принятия органами местного самоуправления самостоятельного решения относительно конкретной территории.

Виды ответственности за незаконные деяния в земельной сфере зависят от характера проступка и норм соответствующей отрасли права. Лишь доскональное изучение состава правонарушения и доказательство наличия такового поможет определить карательные санкции в отношении виновного лица. При этом следует помнить, что формы ответственности могут применяться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, физические и юридические лица несут ответственность за нарушение земельного законодательства. Злоупотребления в этом сегменте происходят не редко, учитывая растущую стоимость земли. Законом предусматривается ответственность за незаконные деяния, направленные против личности и затрагивающие интересы экологии. Вид наказания зависит от степени тяжести правонарушения, но наступает оно лишь в случае наличия определенных элементов.

Виды земельных правонарушений

Прежде чем определить нормы ответственности за правонарушения, необходимо определиться с самим понятием «земля». В этом вопросе у юристов часто возникают сложности ведь с одной стороны, это обычный участок земли, а с другой – природный ресурс, поэтому и наказание за нарушения может отличаться от степени тяжести. Сложность состоит также в том, что регламентируются эти отношения многочисленными правовыми актами, а помимо Земельного кодекса за правомерное использование земли отвечают Водный и Лесной кодексы, действует также Закон о фермерских хозяйствах, другие законы.
Объектом незаконных действий являются земельные участки, а также строения, расположенные на них, а нарушаются часто порядок землепользования, права собственников, страдает и экология. Каждый участок имеет свое целевое назначение, изменить которое можно, пройдя через длительную процедуру, но не самовольно, как это делают многие собственники. Существуют и другие виды правонарушений, связанных с землей:

  • самовольное присвоение территорий и незаконное занятие земель;
  • злоупотребления при совершении сделок с землей;
  • игнорирование установленных в законном порядке границ участка, в том числе сокрытие или подлог кадастровой документации;
  • невозврат или несвоевременный возврат земельных участков владельцам;
  • нанесение вреда экологии, что и вовсе недопустимо.

Прежде чем определить виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, служители Фемиды должны доказать присутствие четырех элементов: непосредственно объекта, субъекта, должны присутствовать также объективные и субъективные причины.

Это означает, что должен быть определен, в том числе, круг лиц (субъекты), причастных к совершению противоправного деяния, важно также понять, было оно умышленным или случилось по неосторожности. Именно от индивидуальных обстоятельств зависит мера вины и строгость наказания.

Виды наказания за нарушение земельных отношений

Помимо наличия вышеперечисленных факторов, для определения степени вины и меры наказания важно разобраться также с существующими формами земельной собственности. Согласно закону различается частная собственность и государственная собственность на землю, есть также земля, принадлежащая муниципалитетам, участки со смешанными формами собственности. Учитывая все это, выбирается наказание за нарушение законодательства о недрах земли, а в ходе разбирательства восстанавливаются утраченные права собственников, принимаются меры по возмещению нанесенного ущерба.

Существует несколько видов ответственности физлиц, руководителей предприятий/организаций и государственных чиновников.

  1. Административная ответственность, а в более широком понятии это штраф, который должен быть взыскан с нарушителя, но не позднее двух месяцев после составления соответствующих документов. Это самое «гуманное» наказание, которое наступает при наличии несущественного урона или незначительном нарушении прав собственника. Штрафные санкции налагаются на частников, юридическое лицо и сотрудников государственных органов.
  2. Дисциплинарная ответственность, которую могут нести исключительно должностные лица, допустившие правонарушение или не препятствующие ему. Это могут быть, как умышленные деяния, связанные с преднамеренным завышением площади участка с целью увеличения суммы налога на землю, непреднамеренные ошибки в расчетах, выдача документов с ошибками. В этом случае чиновникам грозит служебное взыскание, включая отстранение от занимаемой должности, налагается на виновника незаконного деяния также административное взыскание (штраф). Все меры воздействия в данном случае принимает руководство государственного органа, при этом вмешательство судебных инстанций полностью исключается.
  3. Гражданско-правовая ответственность, наступающая в случае, если пострадавшему был нанесен материальный ущерб от действия правонарушителя. Решение по делу в данном случае принимает суд, а поводом для начала судебного разбирательства является исковое заявление, поданное потерпевшим, а им может быть признано государство, юридические и физические лица. Как правило, ответственность заключается в возмещении нанесенного вреда.
  4. Земельно-правовая ответственность, наступающая в случаях, когда собственник земли нарушает правила землепользования, установленные государством. Чаще всего нарушителю предлагается возместить нанесенный вред, а в случае игнорирования законного требования властей, документы направляются в суд. Последний принимает решение и выбирает вид наказания, а в некоторых случаях разбирательство завершается изъятием земельного участка из собственности.
  5. Уголовная ответственность, как результат наступления серьезных последствий, а зависит наказание от тяжести преступления. Как правило, это касается грубого нарушения прав собственника в виде посягательства на право владения участком физическим лицом. В соответствии с законом, не может нести уголовную ответственность юридическое лицо, а если противоправное деяние совершил индивидуальный предприниматель, он отвечает как физлицо. Виновник нарушения по решению суда возмещает нанесенный ущерб, как материальный, так и моральный, на него налагается штраф, а в особо сложных случаях предусмотрено лишение свободы.

Согласно юридической практике чаще всего на виновников правонарушений в сфере земельных отношений налагается административное взыскание, наказываются не редко и чиновники, допустившие оплошность. Уголовное наказание тоже далеко не редкость, а что касается земельно-правовой ответственности в виде лишения прав собственности, то здесь юристы более сдержаны. Все дело в том, что изъятие земли у физического лица может трактоваться, как посягательства на личную собственность. Исключением могут быть только участки, переданные для владения бесплатно.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Что касается гражданско-правовой формы, то в некоторых случаях достаточно вмешательства правоохранителей, а к взаимопониманию стороны приходят без вмешательства суда. К слову, при вынесении наказания суд также рассматривает психологический аспект, а именно отношение виновного в случившемся. В случае если правонарушитель полностью осознал свою вину, наказание будет менее значительным. На снисхождение могут также рассчитывать те, кто сделал это по неосторожности или в результате халатности, между тем закон суров к тем, кто тщательно готовил преступление, и если умысел будет доказан, наказание будет максимальным.

Ответственность за нарушение земельного законодательства

Требования земельного законодательства РФ являются довольно сложной юридической системой. Какие виды ответственности предусматривает закон за нарушение земельного законодательства, кто занимается рассмотрением спорных дел в сфере охраны природных ресурсов? Об этом мы расскажем в нашей статье.

С точки зрения правового регулирования «земля» рассматривается двумя понятиями:

  • земля, как непосредственно, земельный участок;
  • земля, как природный ресурс или объект.

Примечательно, что оба понятия – есть объекты земельных отношений, регулирующиеся земельным законодательством, в частности, Земельный кодекс РФ, Закон о фермерском хозяйстве, Лесной и Водный кодексы РФ и другие. Примечательно, что некоторые правовые отношения, касающиеся использования земли, могут регулироваться нормами гражданского, административного и иного законодательства. К примеру, земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования либо являющиеся природоохранными объектами, могут находиться только в федеральной собственности без права продажи и передачи в частную собственность (ст. 209-217 ГК РФ). Целевое назначение земельного участка с/х назначения может быть изменено только на основании решения исполнительного органа государственной власти. Также, как и порядок наложения административных штрафов предусматривает, как Кодекс об административных правонарушениях РФ, так и Земельный кодекс РФ. Любые сделки, объектами которых являются земли, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ.

Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности:

  • частная собственность – регулируется властью интересов отдельных групп и лиц;
  • государственная собственность – регулируется властью государства в интересах общества;
  • муниципальная собственность – регулируется властью органом местного самоуправления в целях реализации интересов населения и иных муниципальных образований;
  • смешанные формы собственности.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение – есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

  1. Объект правонарушения – земля.
  2. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
  3. Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

  • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
  • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
  • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

  • за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
  • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)

Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

Нарушение земельного законодательства

Приведем содержание и краткую характеристику земельных правонарушений, за совершение которых установлена юридическая ответственность.

1. Самовольный захват земель. Самовольным захватом признается владение земельным участком без законных на то оснований, т. е. при отсутствии правоустанавливающего документа. К категории самоволь-ного захвата относятся также такие случаи как пользование предостав-ленным земельным участком до отвода его в натуре и выдачи правоустанавливающего документа, а также пользование участком по решению (разрешению) органа, не правомочного решать вопросы предоставле-ния земель либо вынесшего незаконное решение под влиянием злона-меренных действий заинтересованных лиц. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что самовольный захват лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Между тем, владение и пользование не своей землей (т. е. без законных оснований) может иметь место как ре-зультат непреднамеренных действий (незнание границ участка, заблу-ждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильно произведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в этих случаях не следует относить к категории правонаруше-ний.

2. Самовольное возведение строений, сооружений и иных объектов. Самовольное, т. е. без оформления надлежащего разрешения, строи-тельство может иметь место на предоставленном в установленном по-рядке для этих целей земельном участке и на самовольно захваченном участке.

В первом случае правонарушение не является чисто земельным, а лишь связано с земельными отношениями, однако рассматривается как неправомерное пользование землей и отнесено к перечню земельных правонарушений.

Во втором случае имеет место одновременно два земельных правонарушения, из которых одно (самовольный захват) является чисто зе-мельным. Ответственность на виновное лицо в этом случае возлагается отдельно за каждое из них.

3. Захламление земель. Как вид правонарушения его следует отли-чать от загрязнения производственными отходами, под которыми по-нимаются вредоносные побочные продукты производства (шлаки, от-стой, соли и т. п.). Под захламлением следует понимать превращение территории или участка земли в свалку предметов, деталей и частей автомашин, случайных вещей и т.д. Степень захламленности и воз-можность отнесения ее к правонарушению определяет должностное лицо, осуществляющее контроль, или специальная комиссия.

4. Загрязнение земель химическими или радиоактивными вещест-вами, производственными отходами и сточными водами, заражение их бактериально-паразитическими и карантинными вредными организма-ми.

В настоящее время значительные площади сельскохозяйственных угодий заражены различными вредными организмами и веществами. Площадь земель, загрязненных выбросами, достигает 68 млн. га. В ре-зультате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивными веществами заражено более 2 млн. га сельскохозяйственных угодий в Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Брянской областях Земельное право. /под ред. проф. В.Х.Улюкаева. – М., 2002. С.189.. К сожалению, процесс загрязнения продуктивных земель принимает все большие масштабы. В связи с этим введена строгая юридическая ответствен-ность лиц, допускающих загрязнение земель.

5. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. Этот вид право-нарушений является результатом нерадивого, бесхозяйственного ис-пользования земель, в результате чего почвы истощаются, зарастают кустарником, переувлажняются, переуплотняются, заболачиваются я теряют свое главное природное качество – плодородие. Факт правона-рушения и его экономическая негативная значимость определяется по-средством специальных обследований.

6. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуата-цию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, как осо-бый вид земельных правонарушений, не является чисто земельным. Однако он рассматривается в качестве такового, т. к. производственная деятельность таких объектов наносит непоправимый ущерб земле, осо-бенно в сфере сельскохозяйственного производства. Экологическое и земельное законодательство запрещает ввод в эксплуатацию подобных объектов под угрозой административной или уголовной ответственно-сти.

7. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель и невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Временно занимаемые земли – это земельные участки, предостав-ляемые в краткосрочное пользование (обычно на срок проведения ра-бот) для выполнения строительных, ремонтных, горно-технических и иных работ. Они служат местом складирования материалов, перемеще-ния фунтов, устройства временных карьеров и т. д. По миновании на-добности эти земли должны быть приведены в исходное состояние с возмещением всех убытков и возвращены по прежней принадлежности. В практике, однако, нередки случаи, когда эти земли не возвращаются своевременно или возвращаются в непригодном для использования со-стоянии, что наносит существенный ущерб сельскохозяйственному производству Земельное право России. /Под ред. В.В. Петрова. – М., 1997. С. 137..

8. Искажение сведений о состоянии использования земель. Очевид-но, что в данном случае речь идет о должностном правонарушении, объектом которого являются сведения о земле. Очевидно также и то, что данная мера правовой ответственности налагается только на винов-ных должностных лиц (в основном на работников органов Росземкадастра) Земельное право. – С. 191..

9. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытии информации о нали-чии свободного земельного фонда.

В условиях развития земельной реформы данное должностное пра-вонарушение, имеющее административный характер, связано со значи-тельными негативными последствиями для нормального регулирования земельных отношений и в то же время оно может быть связано с при-чинением вреда работником при исполнении им служебных обязанно-стей. Очевидно, что оно может служить основанием и для админи-стративной, и для материальной ответственности одновременно.

10. Уничтожение межевых знаков.

Межевые знаки в виде столбов, труб, курганов (чаще всего – стол-бов, окаймленных курганами) устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Уничтожение этих знаков (чаще всего в процессе вспашки и других работ по обработке почв) по небрежности или злому .умыслу является довольно частым правонарушением, слу-жит основанием для возникновения земельных споров и связано с за-тратами на проведение восстановительных работ.

11. Нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель.

Данное правонарушение связано с несоблюдением утвержденных в установленном порядке генеральных планов планировки и застройки городов и поселков городского типа, а также проектов детальной за-стройки других населенных пунктов, что приводит к. нарушению уста-новленного порядка изъятия, предоставления и отвода земель.

12. Нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Правонарушение имеет экологический, природоохранительный ас-пект, выражается в виде охоты, рыбной ловли, уничтожения ценных пород леса, распашки земель, выпаса скота, иной хозяйственной дея-тельности, не связанной с целевым назначением этих земель. В послед-ние годы этот вид земельных правонарушений получил значительное распространение, что связано с ослаблением контроля в этой области со стороны специальных природоохранных и правоохранительных орга-нов Земельное право России. – С. 139..

Что касается нарушения установленного режима использования зе-мель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, то этот вид право-нарушений связан с обстоятельствами Чернобыльской аварии, в ре-зультате которой была загрязнена обширная площадь в пределах Брян-ской, Орловской, Курской, Тульской, Рязанской и Калужской областей. На этих территориях установлен особый режим использования земель, исключающий возможность заражения людей через продукты сельско-хозяйственного производства, нарушение которого представляет серь-езную опасность для здоровья людей Земельное право – С. 192..

13. Нерациональное использование сельскохозяйственных продук-тивных земель.

Этот, не имевший ранее конкретных признаков показатель эффек-тивности использования земель, получил в действующем законодатель-стве конкретную определенность. Нерационально используемыми сле-дует считать такие земли, фактическая продуктивность которых за последние 5 лет на 20% и более меньше расчетной (предполагаемой), полученной по материалам кадастровой оценки. Поэтому сейчас имеет-ся возможность документально подтвердить факт совершения данного правонарушения, исключить неоднозначность понимания нерацио-нальности, и, стало быть, – возникновение споров. Методика установ-ления нерациональности использования земель еще недостаточно со-вершенна, (например, как установить нерациональность использования сенокосов, пастбищ), тем не менее, она дает довольно эффективный инструмент для предупреждения и пресечения подобного явления Там же, С. 193..

14. Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению зе-мель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению дру-гих процессов, ухудшающих состояние почв.

Охрана почв от ветровой и водной эрозии, а также улучшению ка-чественного состояния земель является обязанностью всех собственни-ков земли и землепользователей (ст. 13 ЗК РФ). Государственный зе-мельный кадастр дает возможность достаточно определенно установить уровень качественного состояния земель и подверженности их эрозион-ным процессам. Эти данные периодически фиксируются в правоустанавливающих документах физических и юридических лиц и дают воз-можность устанавливать достаточно определенно наличие упомянутого правонарушения, своевременно предупреждать собственников земли и землепользователей о признаках правонарушения и, в крайних случаях, привлекать к соответствующей юридической ответственности.

15. Использование земель не по целевому назначению. Целевое на-значение предоставляемых субъектам земельных участков определяет-ся в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соот-ветствии с установленным назначением. Признаки целевого назначения участка обозначены в самом его определении. Например: для сельско-хозяйственного использования (для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, иных конкретных целей); для несельскохозяйственного использования (дач-ного строительства, жилищного строительства, гаражного строительст-ва, сооружения иных объектов). Отклонение от этих признаков в про-цессе использования земли указывает на совершаемое правонарушение Земельное право. – С. 194..

16. Использование земельных участков способами, приводящими к порче земель или разрушению почвенного плодородия.

Содержание данного правонарушения предполагает техно-логические отклонения в способах использования земли (неправильная обработка почвы, приводящая к их разрушению, технологически не-правильный выпас скота, приводящий к уничтожению пастбищ и т. п.). Признаки наличия правонарушения устанавливаются по данным госу-дарственного земельного кадастра.

17. Систематическое невнесение платежей за землю.

Признак систематичности установлен законодательством в виде не-уплаты земельного налога в течение двух лет подряд и непогашении задолженности в течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды.

В качестве признака правонарушения закон предполагает невнесение платежей. Таким образом, несвоевременное внесение платежей, хотя и систематическое, не является признаком данного правонаруше-ния и не может служить основанием для привлечения к юридической ответственности.

Что касается арендной платы, то порядок и сроки выплаты ее уста-навливаются договором аренды, однако и в этом случае невнесение ее по признакам, приведенным выше, следует считать правонарушением в редакции данного пункта и, следовательно, достаточным основанием для привлечения виновных к юридической ответственности.

18. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществ-ляющих государственный контроль за использованием и охраной зе-мель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательст-ва.

Должностными лицами, имеющими право давать обязательные для исполнения предписания, являются инспекторы всех рангов органов системы Росземкадастр. Норма, предписывающая юридическую ответ-ственность за данное правонарушение, имеет большое значение с точки зрения правовой дисциплинированности субъектов права на землю и способствует значительному повышению роли и авторитетности ин-спекторов по использованию и охране земель. По Смыслу содержания данного правонарушения и нормы, устанавливающей юридическую ответственность за его совершение, следует, что она (ответственность) наступает независимо от того был ли субъект привлечен к ответствен-ности за то правонарушение, по поводу которого было сделано предпи-сание должностным лицом или нет. Например, если было сделано предписание об устранении нарушения, связанного с систематической неуплатой земельного налога, и по истечении указанного в предписа-нии срока окажется, что правонарушение не устранено, виновное в этом лицо может быть привлечено как за систематическую неуплату налога (штраф или изъятие земельного участка), так и за неисполнение предписания инспектора по этому вопросу Земельное право – С. 196..

Размеры штрафов за нарушения земельного законодательства многократно увеличены

09 марта 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 08.03.2015 № 46-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” (номер опубликования – 0001201503090030).
Изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в первую очередь затронули размеры административных штрафов, которые накладываются за совершение различных правонарушений (в новой редакции изложен абзац первый части 1 статьи 3.5 КоАП РФ), при этом предусмотрено исчисление штрафа в величине, кратной кадастровой стоимости земельного участка (пункт 10 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ).
В части 1 статьи 4.5 перечень отраслей законодательства, сроки давности рассмотрения дел о нарушении норм которых могут составлять один год, дополнен законодательством о геодезии и картографии и о наименовании географических объектов.

Статья 7.1. КоАП РФ изложена в новой редакции, которая более детально регламентирует состав административного правонарушения:

“Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации
прав на указанный земельный участок”
Таким образом, законодатель прямо указывает на то, что состав правонарушения, в том числе, образует самовольное занятие части земельного участка. Кроме того, формулировка “использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности” заменена на более общую “лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок”.
Кардинально изменяется и подход к исчислению штрафов за данное административное правонарушение и, в тех случаях, когда определена кадастровая стоимость земельного участка (ЗУ), размеры штрафа составляют:

  • для граждан – от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 20 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 2 до 3% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 100 тысяч рублей.

Если же кадастровая стоимость ЗУ не определена:

  • от 5 до 10 тысяч рублей;
  • от 20 до 50 тысяч рублей;
  • от 100 до 200 тысяч рублей соответственно.

При этом индивидуальные предприниматели для целей настоящей статьи приравниваются к юридическим лицам.
В случае самовольного занятия части ЗУ административный штраф в размере от кадастровой стоимости исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части ЗУ.

Внесены изменения в статью 7.2. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение специальных знаков.
Так, часть первая данной статьи, ранее устанавливавшая ответственность за уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков, декриминализирована и исключена из диспозиции статьи.
Часть 3 данной статьи изложена в новой редакции и теперь устанавливает ответственность за
“Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнение”
Совершение данного правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 10 до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 50 до 200 тысяч рублей.

За неуведомление уполномоченного органа власти об уничтожении вышеуказанных пунктов и знаков (перечисленных в части 3 данной статьи), теперь устанавливается ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 1 до 5 тысяч рублей (часть 4 статьи 7.2. КоАП РФ).
Увеличены размеры административных штрафов за самовольное занятие лесных участков (статья 7.9. КоАП РФ), которые теперь составляют:

  • для граждан – от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей.

Также измененена диспозиция статьи 7.34. КоАП РФ, ранее устанавливавшая ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В новой редакции статьи, состав административного правонарушения образует:
“Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность”
За совершение данного административного правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 100 тысяч рублей.
Увеличены размеры штрафов и за такое административное правонарушение, как “невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв” (статья 8.7. КоАП РФ), которые будут составлять:

  • для граждан – от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 50 до 100 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 400 до 700 тысяч рублей.

В новой редакции изложил законодатель и диспозицию части 1 статьи 8.8. КоАП РФ, которая теперь устанавливает ответственность за “использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием” и влечет за собой применение административного наказания в виде штрафов:

  • для граждан – от 0,3 до 0,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 0,5 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 2 до 10% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 200 тысяч рублей.

При этом для состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлены пороговые значения штрафов:

  • не более 100 тысяч рублей – для граждан;
  • не более 300 тысяч рублей – для должностных лиц;
  • не более 700 тысяч рублей – для юридических лиц.

Бездействие, которое выражается в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности (в течение срока установленного федеральным законом) теперь образует состав правонарушения, установленный частью 2 статьи 8.8. КоАП РФ. Размер штрафных санкций за данное правонарушение также исчисляется в % от кадастровой стоимости в размерах, аналогичных установленным в части 1 статьи 8.8.
За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, предусмотрено наложение административных штрафов в существенно большем размере:

  • для граждан – от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 20 до 50 тысяч рублей (если кадастровая стоимость ЗУ не определена);
  • для должностных лиц – от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 50 до 100 тысяч рублей соответственно;
  • для юридических лиц – от 3 до 5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 400 до 700 тысяч рублей соответственно.

Пунктом 4 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрен состав административного правонарушения в виде невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, за которое может быть наложен административный штраф:

  • на граждан – от 20 до 50 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 100 до 200 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 200 до 400 тысяч рублей.

Также многократно (в 10 раз) увеличен административный штраф за нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для их использования, размер которого теперь составляет от 20 до 30 тысяч рублей (статья 8.24. КоАП РФ).
Законом устанавливаются специальные нормы об ответственности за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства (части 25 и 25 статьи 19.5 КоАП РФ).
Если подобные действия совершены впервые, то размер административного штрафа составит:

  • для граждан – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.

При повторном нарушении, размеры штрафов кратно возрастают:

  • для граждан – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 70 до 100 тысяч рублей (или дисквалификация на срок до 3-х лет);
  • для юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей.

Кроме того, законом внесены и иные изменения в КоАП РФ, как направленные на реализацию вышеуказанных норм, так и корректирующие размеры административного наказания для иных составов административных правонарушений.
Следует отметить, что изменения, внесенные в КоАП РФ настоящим законом, радикальным образом меняют подходы к ответственности за правонарушения в сфере землепользования, которые за большинство правонарушений возрастают в 10 и более раз.
Также многократно возрастает ответственность за неисполнение предписаний должностных лиц федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.
Так, размер штрафа за неисполнение соответствующего предписания для граждан составлял от 300 до 500 рублей (без увеличения за неоднократное нарушение), теперь же минимальное значение штрафа – 10 тысяч рублей, максимальное – 50 тысяч рублей (за повторное нарушение). Таким образом, минимальный размер штрафа увеличен более чем в 33 раза, максимальный – в 100 раз .
Отдельного срока вступления изменений в силу настоящим законом не установлено, то есть он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

С текстом закона можно ознакомиться по ссылке.

Источники:
http://law03.ru/land/article/otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva-rf
http://prosadidom.ru/land/registration-land/otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva/
http://pravovedus.ru/practical-law/land/otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva/
http://studbooks.net/956390/pravo/osnovnye_vidy_priznaki_zemelnyh_pravonarusheniy
http://kadastrdon.ru/news/news_post/razmery-shtrafov-narusheniya-zemelnogo-zakonodatelstva-mnogokratno-uvelicheny
http://law03.ru/land/article/samovolnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka

Ссылка на основную публикацию